Поставки в Китай усложнились во время пандемии. В октябре 2020 года ввоз был ограничен после того, как на упаковке рыбы, ввезенной из России, были обнаружены следы COVID-19.
Китай может использовать закрытие своих портов из-за коронавируса, чтобы получить право самостоятельной добычи минтая в российских водах, считают специалисты британского некоммерческого финансового аналитического центра Planet Tracker. "В Латинской Америке есть прецедент, когда китайский флот начал вылавливать кальмаров напрямую, а не импортировать", – пишет в понедельник, 16 августа, РБК, основываясь на данных из доклада центра.
Минтай – основной вид рыбы, которая вылавливается в России. В прошлом году, по информации Ассоциации добытчиков минтая, РФ экспортировала около 793 тыс. т мороженого минтая, из них 579 тыс. т получил Китай. Переработанное сырье он далее продавал в США и Евросоюз.
Сейчас Китай пускает к себе только рефконтейнеры с рыбой, идущие через Петропавловск-Камчатский, Владивосток или южнокорейский Пусан. Рефконтейнеры – это отдельные боксы с особыми температурными условиями для перевозки грузов. Сложность в том, что ожидание в очереди на их разгрузку портах Китая растягивается на срок до двух месяцев. Для транспортно-рефрижераторных судов – традиционных установок для перевозки мороженой рыбы – китайские порты закрыты.
Вся продукция на таможне проходит тестирование на COVID-19, однако методика проведения тестов именно рыбной продукции неизвестна, а протоколов испытаний нет. Экспортеры могут получить заключение, что на упаковке есть следы коронавируса, но какие-либо разъяснения не предоставляются. При этом, по мнению Всемирной организации здравоохранения, следы COVID-19 на упаковке товара не могут быть источником заражения для людей.
Снижение спроса со стороны Китая и увеличившееся предложение привели к падению цен на минтай на рынке. Ситуацию усложняет нехватка холодильных и перерабатывающих мощностей для хранения излишка улова в России.