Ремонтировать их можно будет дольше, выходит, и на помойку они попадут гораздо позже, чем сейчас. Тема более чем злободневная: объем электронного мусора увеличивается самыми быстрыми темпами по сравнению с другими видами отходов. Только один 2019-й год «подарил» планете 50 млн. тонн ненужных гаджетов и приборов, а всего за последние 5 лет количество этого побочного продукта цивилизации возросло на 20%. Во многих странах мира, в том числе, в России пока не научились перерабатывать электронный мусор, который невероятно агрессивен по отношению к окружающей среде.
С 1 марта 2021 года в 27 странах Европы действует закон, который окрестили – «Право на ремонт». Срок службы всей бытовой техники увеличен до 10 лет. То же самое в ближайшем будущем собираются сделать и со смартфонами, компьютерами, ноутбуками и другой мелкой электроникой. Так что в своем предложении Минприроды идет точь-в-точь по следам европейских законодателей. С началом весны производители в Европе не могут побудить людей покупать новые приборы, если старые сломались, а детали для ремонта уже не выпускаются.
Противники инициативы говорят, что Россия не может устанавливать подобные правила в одностороннем порядке. Они должны быть прописаны в технических регламентах Евразийского экономического союза, действие которых распространяется на все пять стран-участниц ЕАЭС.
Сторонники утверждают, что позитивный эффект от нового закона для рынка будет грандиозный. Люди сами смогут выбирать: ремонтировать вышедшую из строя технику и гаджеты или выбрасывать. Вопрос в том, приведет ли это к росту осознанного потребления и экологической ответственности производителей и пользователей? И как в целом это скажется на рынке электроники?
«Для пользователя бытовой техники, такой как холодильник, пылесос или утюг, один из главных критериев качества – это срок службы и ремонтопригодность с наличием деталей, – говорит руководитель подразделения испытательного центра ПромМаш Тест Сергей Баранников, – Сам я не стал бы покупать инновационный чайник, если у меня ещё работает старый. Иное дело – смартфоны, ноутбуки и вся цифровая техника, которая играет важную роль в жизни современного человека. Каждый год выходят новые модели, и 10 лет – это огромная разница в технологиях, производительности, скорости работы. А помимо «железа», ещё нужно поддерживать софт. Не знаю, каким будет темп развития в будущем, но я за технологии. А с точки зрения испытаний: новые технологии – это новые модели, а значит, и новые испытания».
Общество потребления все-таки заточено на моду. Да и компании-производители всегда будут делать так, как им выгодно. Если появится мода экономить, ремонтировать и беречь, то будут выпускать, скорее всего, дорогие запчасти.
По мнению технического директора группы компаний "Серконс" (российский орган по сертификации) Ирины Леоновой, «как такую инициативу воспримут россияне – оценить сложно. Наши люди привыкли жить по принципу: чем новее, тем лучше. Так что о каких-то результатах, при сохранении темпов развития ответственного потребления, можно будет говорить по прошествии не менее 10 лет».
Грамотно выстроенные маркетинговые кампании формируют у людей потребность «быть в тренде» и приобретать новые гаджеты, бытовую технику, автомобили. Однако, последние события в мировой экономике, связанные с пандемией, нашли отголоски в покупательской способности россиян. Соотечественники стали более избирательны в тратах и в планировании своего бюджета. Этот тренд может совпасть с трендом производителей на экологичность и стать основой для общественной поддержки инициативы Минприроды.
«Введение в обращение продукции с увеличенным сроком службы повлечет за собой изменения в испытаниях и сертификации, – убежден основатель компании «Серконс» Ихсан Бозкурт, – В настоящее время в сертификатах соответствия указывается срок службы. И если изготовителей обяжут его менять, соответственно, продукцию нужно будет заново тестировать в лаборатории, а это может повлечь за собой дополнительные затраты для изготовителей, как российских, так и иностранных»
С одной стороны, преследуется благая цель – уменьшить количество электронного мусора. С другой стороны, если собрать тот же телевизор из ремонтных комплектующих, то его стоимость будет выше нового в 2 – 3 раза. А если производитель будет в течение 10 лет выпускать комплектующие, обеспечивать их хранение, логистику, поддерживать сеть авторизованных сервисных центров, то очевидно, что все это в итоге ляжет на плечи потребителей. Покупая телевизор за 50 тыс. рублей, через 5 лет, когда истечет гарантийный срок, вы будете вынуждены решать задачу: купить ли новый с улучшенными характеристиками за те же 50 тысяч или потратить на ремонт свое старой модели 20 тысяч. И в 99% случаев сделаете выбор в пользу нового девайса.