Еще одной проблемой она назвала санкции, целью которых стала остановка трансграничных платежей.
Набиуллина напомнила, что ЦБ оценивал риски санкций с 2014 года и во многом был к ним готов. В частности, существовала угроза отключения от SWIFT, поэтому выстраивалась национальная платежная инфраструктура. Кроме того, были диверсифицированы резервы и увеличена доля юаня и золота.
Негативным сигналом для всех ЦБ оказалась заморозка резервов, поскольку это нарушение базовых принципов защищенности резервов, добавила Набиуллина. Справиться с ситуацией помогли плавающий курс и валютные ограничения, принятые весной прошлого года.
"Проблемой, вот именно проблемой, стали международные платежи, они до сих пор являются проблемой, хотя мы пытаемся ее решить", – добавила глава ЦБ.
Она также не исключила, что санкционное давление будет усилено, однако Банк России к нему готов.
Говоря о возвращении ЦБ РФ к покупке валюты (юаней) по бюджетному правилу, Набиуллина отметила, что для этого нефть марки Brent должна стоить $88–90 за баррель. По ее словам, к таким операциям на валютном рынке Банк России вернется со следующего года.
Кроме того, в 2024 году регулятор прогнозирует сокращение прибыли российских банков на 40%, до 2 трлн руб. Маржа кредитных организаций может сократиться из-за высоких ставок, которые быстрее переносятся на строну депозитов, чем заемщиков и кредиторов, пояснила Набиуллина.
Однако глава регулятора добавила, что экономическая активность развивается и уже видны положительные темпы роста. В связи с этим у банков будет возможность зарабатывать прибыль.