Суть этой инициативы заключается в том, что банки, страховые компании, брокеры на рынке ценных бумаг и другие участники рынка обязаны запросить у клиентов информацию для корректного определения их налогового резидентства. Это необходимо в случае, если клиент активно использует каналы дистанционного обслуживания (например мобильное приложение) с территории других стран.
В Минфине подчеркнули, что данные о геолокации клиента не являются прямым основанием для признания его налоговым резидентом того или иного государства. Они считаются лишь поводом для обновления информации о клиенте.
"Организации финансового рынка обязаны запрашивать у клиента информацию, необходимую для определения его налогового резидентства, если выявлено преимущественное использование клиентом каналов дистанционного обслуживания с территории иностранных государств", – говорится в документе. Под "преимущественным использованием" подразумевается ситуация, когда в течение не менее шести месяцев клиент применяет сервисы из-за границы в более чем 50% случаях.
Согласно постановлению правительства о реализации международного обмена финансовой информацией, любая организация, работающая на финансовом рынке, обязана повторно уточнить информацию о налоговом резидентстве клиента, если есть основания полагать, что предоставленные ранее данные перестали соответствовать действительности из-за изменения обстоятельств. В качестве такого "изменения обстоятельств" могут рассматриваться любые события, которые приводят к обновлению данных о налоговом резидентстве клиента, добавили в Минфине.
Нынешнее законодательство определяет налоговыми резидентами России всех физических лиц, находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев вне зависимости от наличия гражданства или прописки.
Ранее сообщалось, что в 2025 году планируется создать автоматизированную систему для определения статуса налогового и валютного резидентства граждан России на основе данных о пересечении границы и заграничных паспортов.