Устойчивость экономической модели России вызывает некоторые вопросы об эффективности санкционных мер Запада в целом. Некоторым странам, утверждает NYT, было трудно снизить зависимость от российских энергоресурсов.
Кроме того, согласно недавнему исследованию швейцарского университета Санкт-Галлена, лишь около 9% корпораций, базирующихся в Европейском союзе и странах "Большой семёрки", продали одну из своих российских дочерних компаний. Аналитические структуры также наблюдают всплеск активности судоходных флотов, которые могут помогать России экспортировать свои энергоресурсы, по-видимому, в обход западных ограничений на эти продажи.
31 января Международный валютный фонд (МВФ) действительно улучшил прогноз для российской экономики. Экономический спад 2022 года в РФ теперь оценивается этой структурой в 2,2% – ранее прогнозировалось, что он составит 3,4%.
МВФ также заявил, что ожидает, что объем экспорта российской сырой нефти останется относительно высоким при текущем ценовом пределе, а российская торговля продолжит переориентироваться на страны, которые не ввели санкции.
Большинство контейнеровозов прекратили переправлять в порты Санкт-Петербурга такие товары, как телефоны, стиральные машины и автозапчасти. Вместо этого такую продукцию везут на грузовиках или поездах из Белоруссии, Китая и Казахстана. Fesco, российский транспортный оператор, добавил новые суда и новые порты захода на маршрут с Турцией, по которому перевозятся российские промышленные товары и зарубежная техника и электроника между Новороссийском и Стамбулом.
В Международном валютном фонде ранее также указывали, что российская экономика стабилизировалась во втором квартале 2022 года. Однако аналитики МВФ считают, что последствия западных рестрикций будут накапливаться со временем и окажут глубоко негативное воздействие на ВВП РФ в среднесрочной перспективе.