Как рассказал "Коммерсанту" глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, возникшие в начале года проблемы с логистикой и нехватку части импорта в целом удалось решить. Это было сделано за счет перестройки каналов поставок, а также увеличения количества локальной продукции и собственных торговых марок (СТМ).
При этом на полках российских магазинов стали появляться и те товары, которых раньше там не было – например, импортные Coca-Cola и Fanta из Германии, Албании и Польши, или упакованный в США стиральный порошок, который до этого продавали только специализированные сайты.
Однако, как отмечают другие собеседники издания, в целом за минувший год произошла примитивизация потребления россиян. Люди вместо каких-то крупных покупок в первую очередь стремятся удовлетворить базовые нужды. В ответ на это поставщики начали сокращать линейки своей продукции: если раньше, к примеру, там могло быть до десятка товаров, то теперь остаются лишь самые ходовые и популярные наименования.
После начала спецоперации на Украине страны Запада усилили санкционное давление на Россию. О решении приостановить работу в РФ сообщили многие иностранные компании и производители. Весной правительство РФ утвердило параллельный импорт – ввоз товаров в страну без разрешения правообладателя, в обход официальных дилеров и дистрибьюторов. В ноябре Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила, что по итогам 2022 года объем параллельного импорта в Россию может превысить $15 млрд.