- В чем суть инициативы по регулировке цен на топливо на АЗС
- Почему в НАС предлагают установить "потолок" цен
- Комментарии ФАС
- Мнение других участников рынка
В чем суть инициативы по регулировке цен на топливо на АЗС
Как отмечает издание, для контроля цен в НАС предлагают использовать специальный индекс.
"В условиях, когда правительство взяло на особый контроль ситуацию со снабжением топливом и его стоимостью на российских заправках, считаем целесообразным ввести некий «потолок» цен на АЗС – специальный механизм контроля", – пояснил Шапарин.
Президент НАС отметил, что этот механизм подразумевает введение специального ценового индекса. Согласно ему, "стоимость топлива не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года плюс уровень накопленной инфляции", пояснил Шапарин.
Почему в НАС предлагают установить "потолок" цен
В 2025 году некоторые АЗС, несмотря на рекомендации регуляторов, повысили цены на топливо, превышая уровень инфляции. Это вызвало ряд проверок антимонопольщиков и привело к введению мер по регулированию.
Шапарин пояснил, что некоторые АЗС повышают стоимость выше инфляции с расчетом, что проверки их не затронут или им удастся дать убедительное обоснование регуляторам и избежать штрафов.
"Именно поэтому есть смысл в разработке единой, прозрачной и понятной для всех участников рынка нормативной базы по регулированию цен на АЗС", – заключил он.
Комментарии ФАС
В ФАС сообщили, что получили письмо. Оно будет рассмотрено в установленном порядке. В антимонопольном ведомстве подчеркнули, что служба осуществляет постоянный мониторинг цен на топливо на 12 тыс. российских АЗС.
Ранее ФАС уже возбудила дело в отношении ООО "Газпром ГНП продажи", снизившего объемы продаж бензина на бирже. Также территориальные органы ведомства выдали предупреждения сетям АЗС "СО «Тверьнефтепродукт»" и "Газпромнефть – региональные продажи" в Тверской и Тюменской областях. Они исполнили предписания. В Тюменской области это привело к снижению цен на бензин и дизельное топливо на АЗС компании.
Мнение других участников рынка
Президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов отметил, что союз последовательно выступает против введения "потолка" цен на топливо.
Баженов подчеркнул, что в рознице стоимость топлива уже де-факто регулируется. Цены в сетях ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания – компания или группа компаний, деятельность которой включает все производственные процессы в нефтяной отрасли) удерживаются в инфляционном коридоре. При этом оптовые цены формируются рыночным способом.
Это приводит к регулярным "ценовым тискам", когда в высокий сезон или при форс-мажоре оптовые цены оказываются выше розничных. Крупные вертикально интегрированные компании могут некоторое время торговать в убыток рознице, а независимые нет.
Как считают в НТС, рациональной альтернативой предлагаемой НАС мере могла бы стать прозрачная мониторинговая система, отслеживающая индикаторы на розничном и оптовом рынках и содержащая модель издержек и необходимой маржи для нормальной работы и развития АЗС.
В сентябре 2025 года Российский топливный союз (РТС) обратился к кабмину с предложением отказаться от государственного сдерживания роста цен на топливо, реализуемое через АЗС, уровнем потребительской инфляции. Вице-премьер Александр Новак поручил проработать выдвинутые РТС предложения экспертам из Минэкономразвития, Минэнерго, Минфина, ФАС и Росстата.