«В программе есть строительство железной дороги из Курагино на юг, на Кызыл. От Кызыла можно бы идти дальше — через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, а оттуда уже в любую сторону — в Пакистан, в Индию, куда угодно», — сказал Шойгу. По его мнению, это способствовало бы переориентации существующих грузопотоков из России, в частности, экспорта угля.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что предложение заслуживает внимания и поручил правительству проработать инициативу Шойгу.
Железная дорога «Элегест-Кызыл-Курагино», строительство которой ведет Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) предпринимателя Руслана Байсарова, должна связать крупное Элегестское месторождение коксующихся углей с транспортными узлами в системе РЖД и дальневосточными портами. Кроме того, дорогу предполагается использовать и для пассажирских перевозок. Пока протяженность ветки составляет 410 километров, объем инвестиций в проект — 156 млрд. рублей.
Как ранее заявлял Руслан Байсаров, для реализации проекта компания рассчитывает получить из государственного Фонда национального благосостояния около 40% от его стоимости. Ещё 25%, как ожидается, вложат частные инвесторы, а 35% – банки. Идею продления железной дороги до Китая поддерживают и власти Тувы, которые видят в этом проекте перспективу развития транспортной системы республики.