По его информации, первоначально предполагалось, что БЖРК «Баргузин» будет разработан к 2018 году, но в 2017 году, как написала «Российская газета» со ссылкой на источник в оборонной промышленности, работы по его созданию были приостановлены.
Евсеев считает, что развертывание «Баргузина» было бы самым эффективным ответом на стратегическую угрозу от увеличения числа баз НАТО у границ России. Эксперт предположил, что этот проект был заморожен из-за того, что руководство страны рассчитывало на продление действия договора СНВ-3, а другим фактором стал недостаток финансирования.
Как отметил Евсеев, по своим характеристикам «Баргузин» значительно превосходит советского предшественника БЖРК «Молодец», вооруженного слишком тяжелой ракетой, которая не помещалась в обычный железнодорожный вагон, что служило серьезным демаскирующим фактором. Он был снят с вооружения в 2005 году по договору СНВ-2. Пришедший на смену СНВ-3 не запрещает создание новых комплексов такого типа.
«Баргузин» с облегченной ракетой, входящей в стандартный вагон, может запускаться на любом участке железной дороги. Если необходимо нанести ответный удар, этот комплекс будет более эффективным, чем ПГРК (подвижный грунтовый ракетный комплекс) типа «Ярс» и «Тополь», потому что для запуска им необходимо развернуться в полевом районе, став на время уязвимыми для противника.
«Баргузин» – это состав, который неотличим от обычного грузового поезда. Его вагоны несут три межконтинентальные баллистические ракеты с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. На борту также предусмотрены командные пункты, средства связи, технологические и технические системы и размещен личный состав.
В случае ядерной угрозы БЖРК выходит на патрульные маршруты и сливается с потоком других поездов. После поступления приказа о боевом применении поезд останавливается и готовится к атаке. Створки на крышах трех вагонов смещаются в стороны, а скрытые внутри механизмы приводят контейнеры для запуска ракеты в вертикальное положение. Пуск осуществляется в течение нескольких минут.
Ранее «Профиль» писал о том, что выполнение проектных работ в рамках «Баргузина» полезно для поддержания тонуса разработчиков. Создание БЖРК требует серьезной междисциплинарной и межведомственной работы, тем самым задавая высокую планку не только для технических специалистов, но и для руководителей, отвечающих за реализацию проекта в целом. Даже если «поезд номер ноль» не встанет на рельсы в обозримом будущем, опыт организации таких работ пригодится при разработке новых систем вооружений, причем не только стратегического характера.