В составе морской авиации ВМФ противолодочный вариант Ту-204/214 сможет заменить самолёты Ил-38, также построенные на основе пассажирской машины – Ил-18, и обладающие большей дальностью полета Ту-142, созданные на основе известной платформы бомбардировщика Ту-95. В настоящее время в составе ВВС России эксплуатируются в сумме около 40 самолетов обоих типов, ещё около 30 находится на хранении. И Ил-38 и Ту-142 также проходят ремонт и модернизацию, призванные продлить срок их службы до середины 2030-40-х годов.
Предполагается, что способный заменить эти машины перспективный противолодочный самолёт будет запущен в серию до конца 2020-х годов. Всего на хранении в России в настоящее время находится около 30 Ту-204/214 разных лет производства, большинство из которых могут быть отремонтированы и переоборудованы для выполнения военных задач. Ранее российское военное ведомство уже получило построенные на базе Ту-214 самолеты-разведчики Ту-214Р и Ту-214ОН, кроме того, спецварианты машины, включая воздушные командные пункты, эксплуатируются в составе специального лётного отряда «Россия». Перспективный противолодочный самолет на основе Ту-204/214 станет функциональным аналогом американской машины P-8A Poseidon, построенной на платформе авиалайнера Boeing 737NG.
Напомним, ранее журнал «Профиль» оценил потребности российского военного ведомства в новых машинах на основе коммерческих лайнеров. По мнению специалистов, общая потребность в специальных самолётах разных классов, построенных на основе гражданских платформ, может достичь 300 единиц в ближайшие 20-25 лет. Предполагается, что Ту-204/214 как взятые с хранения, так и вновь построенные, могут использоваться для разных задач, включая создание самолета дальнего радиолокационного обнаружения.