"Перспективный самолет радиолокационного дозора, наведения и управления А-100 "Премьер" 9 февраля выполнил первый полет в рамках продолжающихся испытаний с аэродрома в Таганроге с включенным радиолокационным оборудованием", – цитирует РИА Новости заявление информированного источника 10 февраля.
Самолет А-100 создается консорциумом оборонных предприятий во главе с концерном "Вега" (головной разработчик комплекса). В качестве платформы для А-100 используется военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, построенный в Ульяновске. Модификацией авиационной платформы для размещения оборудования занимается Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева, являющийся основным разработчиком самолетов специального назначения. В перспективе А-100 должен заменить в составе ВКС России самолеты ДРЛО А-50 "Шмель" советской постройки.
"Это очень нужная машина, к сожалению, задержавшаяся на испытаниях. Первоначально, еще в начале 2010-х годов, предполагалось, что она войдет в строй в 2016 году, сейчас эта дата сдвинута на 2024-й, будем надеяться, что срок будет выдержан. Причина задержки понятна: западные санкции резко осложнили доступ к современному радиоэлектронному оборудованию", – отметил в беседе с корреспондентом "Профиля" источник в российской оборонной промышленности.
По словам собеседника редакции, потребности ВКС России в подобных машинах оцениваются в 15–20 самолетов.
Ранее "Профиль" писал о продолжающихся испытаниях А-100. Новый самолет, оснащенный радаром с активной фазированной антенной решеткой и усовершенствованной бортовой электроникой, можно использовать для управления боевыми действиями крупных соединений авиации, обеспечивая передачу целеуказания в реальном времени. Возможности оборудования самолета позволяют обнаруживать в том числе малозаметные цели в сложной помеховой обстановке. А-100 может одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии в 650 км, продолжительность патрулирования на расстоянии в 1000 км от аэродрома составляет шесть часов и может быть увеличена за счет дозаправки в воздухе. Летные испытания машины начались в 2017 году.
В настоящее время в строю ВКС России, по данным открытых зарубежных источников, находится семь модернизированных самолетов ДРЛОиУ А-50У и два немодернизированных А-50. Еще не менее 10 самолетов А-50 находятся на хранении.