«Машины этого класса активно используются вооруженными силами разных стран мира. На базе турбовинтовых региональных лайнеров делают самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (“летающие радары”), противолодочные и морские патрульные самолеты, и многие другие варианты спецназначения», – отметил собеседник редакции. По словам специалиста, спрос на спецвариант Ил-114-300 может оказаться выше, чем на его пассажирскую версию. «Рынок региональных пассажирских самолетов и так перенасыщен, особенно на фоне продолжающегося сокращения объемов авиаперевозок вследствие эпидемии и кризиса. Внутренний рынок, даже с учетом возможности продать такие машины республикам бывшего СССР, достаточно узок. Заказ на несколько десятков спецмашин только для нужд Минобороны РФ может составить портфель, как минимум, сравнимый с продажами коммерческой версии», – сказал специалист.
Ранее ряд источников сообщал о возможной разработке на базе Ил-114-300 противолодочного самолета. В настоящее время в России эксплуатируется летающая лаборатория «Радар-ММС», построенная на основе исходного варианта Ил-114, и оснащенная многофункциональным комплексом «Касатка», который может использоваться для обнаружения надводных и подводных целей. При необходимости этот самолет может использоваться как прототип «спецбортов» для ВВС и морской авиации ВМФ России. Предполагается, что в общей сложности Минобороны России может быть заинтересовано в приобретении как минимум 50 морских патрульных самолетов ближнего действия на базе Ил-114, и до 30 этих машин в пассажирском, учебном и медико-санитарном вариантах. В 2019 году "Профиль» оценил перспективы закупок новых российских коммерческих самолетов в интересах госструктур в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Сегодня, 16 декабря 2020 г., «Профиль» сообщил, что головной экземпляр нового российского пассажирского самолета Ил-114-300 совершил первый полет на аэродроме в Жуковском. В ходе полета были испытаны разные режимы работы двигателя, а также оценена устойчивость и управляемость самолета.