Полевые работы в окрестностях древнего пиктского городища Tap O 'Noth начались еще в 2011 году. Но археологи были сосредоточены на нижней долине. Именно здесь на ферме «Барфлат» был найден камень с изображением так называемого «Человека из Рини». В частности, на плите размером 1,8 метра изображен бородатый мужчина, который несет топор на плече. По мнению ученых, это кельтский бог Эзус, либо пиктский король.
Однако основная находка крылась в земле самого городища, которое теперь считается самым большим известным поселением, которое когда-либо было найдено в постримской Британии. Ученые предполагали, что Tap O 'Noth датируется более ранним – непиктским – периодом. И исследование в 2020 году подтвердило их догадки.
Профессор Гордон Ноубл – лидер команды Абердина, которая и проводила анализ, сказал, что «результаты просто невероятные». По его словам, огромный форт датируется V-VI веками нашей эры, и он был заселен одновременно с элитным комплексом в долине на ферме Барфлат. Размер верхнего и нижнего фортов вместе составляет около 16,75 га.
«Это делает его больше, чем все, что мы знаем из раннесредневековой Британии», – отметил Ноубл. Он добавил, что площадь предыдущего самого большого известного форта в раннесредневековой Шотландии – Бургхед – равняется примерно 5,5 га. Знаменитые постримские достопримечательности в Англии, такие как замок Кэдбери, занимают семь га, а Тинтагель – около пяти га.
«Ранее мы предполагали, что нужно будет добраться примерно до XII века, прежде чем поселения начали достигать такого размера», – объяснил ученый свой восторг. Также он сообщил, что помимо прочего удалось выявить около 800 хижин Tap O 'Noth. Согласно выводам археологов, в нем жили около четырех тыс. человек, пишет The Northern Scot.
Ранее «Профиль» сообщал, что шотландские археологи нашли клад, которому не удалось изменить историю. Речь шла о кладе боеприпасов и золота времен Второго якобитского восстания. По оценке археологов, золото и пули от французского короля Людовика Пятнадцатого попали в руки якобитов примерно через две недели после сражения при Каллодене, в котором английская армия разбила повстанцев. Поэтому французская помощь оказалась бесполезной.