- Характеристики Raptor 3 по сравнению с предыдущими версиями
- Возможности использования Paptor 3 в космических аппаратах
- Перспективы развития Raptor 3
Двигатели семейства Raptor уже зарекомендовали себя как мощный элемент арсенала SpaceX, обеспечивая значительно большее тяговое усилие по сравнению с меньшими, но более надежными Merlin. Как компания, так и ее основатель Илон Маск делятся в социальных сетях информацией о новом двигателе и о том, как Raptor 3 отличается от предыдущих моделей.
Какие именно улучшения были внесены в Raptor 3 по сравнению с предыдущими моделями? Для каких космических аппаратов предназначен этот двигатель и какие планы у SpaceX по его дальнейшему развитию? Хотя пока доступной информации о Raptor 3 не так много, портал Slash Gear собрал основные факты о новом ракетном двигателе.
Характеристики Raptor 3 по сравнению с предыдущими версиями
Одним из самых важных аспектов при оценке любого технологического прогресса является то, как у новой модели растет производительность по сравнению с предыдущими версиями. SpaceX не только опубликовала характеристики Raptor 3, но и предоставила данные о Raptor 1 и 2, чтобы можно было увидеть прирост в мощности и функциональности. Сравнение проводилось по трем параметрам: тяга, измеряемая в тонна-силах (тс), удельный импульс, измеряемый в секундах (с), и масса двигателя, измеряемая в килограммах (кг).
- Raptor 1: тяга 185 тс, удельный импульс 350 с и масса 2080 кг.
- Raptor 2: тяга 230 тс, удельный импульс 347 с и масса 1630 кг.
- Raptor 3: тяга 280 тс, удельный импульс 350 с и масса 1525 кг.
Это показывает, что SpaceX удалось значительно повысить тягу нового Raptor 3 и одновременно снизить его общую массу, не пожертвовав при этом удельным импульсом.
Возможности использования Paptor 3 в космических аппаратах
SpaceX пока не объявила официально, для чего именно будет предназначен Raptor 3, но предполагается, что он будет установлен в космических аппаратах класса Starship. Это комбинация космического аппарата Starship и ракеты Super Heavy. В SpaceX планируют использовать их для доставки как экипажей, так и грузов на орбиту Земли, Луну, Марс и далее.
Это многоразовый транспортный корабль, который SpaceX называет "самым мощным средством для запуска, когда-либо разработанным в мире". По планам он должен будет доставлять до 150 тонн при полной многоразовости и до 250 тонн при одноразовом использовании.
Каждый аппарат Starship оснащен шестью двигателями Raptor двух модификаций. Три из них – это Sea Level Raptor, а три – RVac Raptor. В свою очередь, ракета Super Heavy имеет значительно больше двигателей – 33 Raptor.
Перспективы развития Raptor 3
Как уже упоминалось, существуют две версии каждого поколения двигателей Raptor: Sea Level и RVac. Пока что представлена только модификация Sea Level. Эти двигатели предназначены для старта и преодоления гравитации и атмосферы планеты, в то время как RVac спроектированы для работы в вакууме. Хотя у них схожие конструкции, модель RVac имеет значительно большее сопло, что делает ее более эффективной для межпланетных полетов. Илон Маск написал в соцсетях: "Через несколько лет наконец появится версия Raptor 3/4 для вакуума (с гигантским соплом) с удельным импульсом 380".
Хотя SpaceX представила Raptor 3, это не означает, что работа над ним завершена. Маск упомянул в одном из постов, что инженеры компании все еще работают над усовершенствованием двигателя. "Тяга превысит 300 тонн с Raptor 3.x (тяга/масса>200), что позволит достигать 10.000 тонн тяги при старте, и, возможно, будет до пяти секунд прироста удельного импульса со временем", – поделился планами глава SpaceX. Видимо, будут выпущены усовершенствованные версии Raptor 3, прежде чем компания начнет работу над двигателем следующего поколения.