Согласно свидетельствам римского поэта Децима Юния Ювенала, женщины тренировались, используя те же методы обучения и оружие, что и мужчины. Однако никаких данных о Лудусе (школе гладиаторов) для женщин не сохранилось. Ювенал также рассказал, что тренировались для подобных выступлений женщины всех классов, в том числе из высших кругов (feminae), но ученые ставят это под сомнение, поскольку обучение боям feminae могло отрицательно отразиться на их репутации, пишет HeritageDaily.
При этом о действиях обычных женщин (mulieres) римляне заботились редко, добавили исследователи. Таким образом, их появление на арене вызывало небольшое презрение у общества и вряд ли могло навредить репутации семьи. Доказательства тому ученые обнаружили в надписях Остии-Антики, которые рассказывают об играх на арене, проводившихся во II веке н. э. В надписи говорится о постановлении местного магистрата о "женщинах для меча", что определяет их как mulieres.
Письменные источники включают воспоминания современника и летописца Кассия Дио (155–235 гг. н. э.), который пишет о фестивале, проводимом в честь матери императора Нерона. На нем женщины "гнали лошадей, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы". Некоторые делали это добровольно, а некоторые – против своей воли.
Кассий также упоминает, что "часто он [император Домициан] проводил игры ночью, а иногда выставлял женщин против карликов и друг друга". Говоря о нероновских играх, Публий Корнелий Тацит (56–120 гг. н. э.) писал, что "многие знатные дамы и сенаторы опозорили себя, появившись в амфитеатре".
Что касается артефактов, то в Лондоне был раскопан замысловатый погребальный костер с богатым погребальным инвентарем и масляными лампами. Экспертиза фрагментов костей показала, что это была женщина примерно 20 лет. Археологи также обнаружили лампу, изображающую павшего гладиатора, и другие изображения богов, связанных с этим видом спорта. Все это позволило предположить, что покойная была гладиатором.