- Ил-96-300
- Самолет президента России – Ил-96-300ПУ
- Ил-96М – первая модификация с западными двигателями
- Ил-96-400М
- Первый и успешный полет Ил-96-400М
Ил-96-300
Ил-96 – советский и российский пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом. Самолет рассчитан на 300–435 пассажиров, дальность полета при максимальной загрузке достигает 9000 км. В нем используются советские двигатели С-90А.
Ил-96 совершил первый полет в 1988 году. Производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Доработанная версия, соответствующая требованиям Министерства гражданской авиации СССР, носит название Ил-96-300. Она является единственной, находящейся сейчас на эксплуатации. По данным на 2021 год, всего было произведено 32 единицы самолетов серии Ил-96.
На самолетах Ил-96 используется пилотажно-навигационный комплекс, благодаря которому самолет стал первым из серии, предназначенным для управления экипажем из трех человек (то есть, без штурмана), а также первым советским самолетом, оборудованным электронной системой управления полетом ВСУП-85-4. Кроме того, он оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ) с управлением "по усилиям".
Коммерческая эксплуатация самолета началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва – Нью-Йорк. Первое время самолет использовался преимущественно на зарубежных рейсах. На данный момент несколько экземпляров эксплуатируют кубинская авиакомпания Cubana de Aviación и специальный летный отряд "Россия" – предприятие, обеспечивающее перевозку воздушным транспортом должностных лиц РФ.
Самолет президента России – Ил-96-300ПУ
Ил-96-300ПУ ("пункт управления") – специальная модификация, разработанная для перевозки президента России. Всего было построено пять экземпляров. По летным характеристикам практически не отличается от базовой версии, кроме увеличенной дальности полета. На самолете размещается оборудование, которое позволяет вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта. Внешне отличается от базовой версии выступом в верхней части фюзеляжа.
Первый самолет из серии был собран для первого президента РФ Бориса Ельцина в 1995 году. По неофициальным данным, у него имеются оптико-электронные станции постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также система спасения главы государства из падающего самолета. Второй экземпляр данной модификации поднялся в воздух 21 апреля 2003 года, его создавали для президента России Владимира Путина. Третий впервые взлетел в августе 2012 года, четвертый – в августе 2013 года, пятый – в ноябре 2015 года.
Ил-96М – первая модификация с западными двигателями
Модификация Ил-96М разрабатывалась при сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного образца Ил-96-300 был удлинен, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории на российский самолет были установлены американские двигатели), а также была установлена западная авионика. В 1997 году Ил-96М сертифицирован в США.
Ил-96-400М
Новый Ил-96-400М имеет удлиненный фюзеляж – это на 9,35 метра длиннее, чем у предыдущей версии Ил-96-300. Также он имеет более мощные двигатели ПС‑90А1. Максимальная дальность полета в пассажирской двухклассной компоновке составит 8100 км.
Ил-96-400М может вместить до 370 пассажиров и имеет различные компоновки, включая грузовую и одно-, двух- и трехклассную компоновки для пассажиров. Кроме того, самолет оснащен современными информационно-развлекательными системами, позволяющими пассажирам получать доступ к интернету, телевидению и спутниковой связи, а также современным буфетно-кухонным оборудованием.
Одним из главных преимуществ нового самолета является его обновленный навигационный комплекс, созданный из отечественных комплектующих и соответствующий международным требованиям. Это позволит повысить безопасность полетов и упростит процесс захода на посадку.
Первый и успешный полет Ил-96-400М
Правительство РФ сообщило в среду, 1 ноября, что первый полет Ил-96-400М продолжался 26 минут и проходил на высотах до 2000 м. В ходе полета осуществлялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, а также работоспособности систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку. В результате испытаний была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями госкорпорации "Ростех".
Глава Ростеха Сергей Чемезов отметил, что Ил-96-400М будет способствовать развитию грузовых перевозок и транспортной доступности регионов России. Он подчеркнул, что успешный полет Ил-96-400М является демонстрацией высоких технологических компетенций российских авиазаводов и конструкторских бюро.