Профиль

Ученые узнали, чем отпугивали "злых духов" сибирские шаманы

В журнале "Теория и практика археологических исследований" представлена статья археолога Юрия Ожередова, в которой он обобщил известные на текущий момент данные о распространении раковин каури в Западной и Южной Сибири.

Каури (Cypraea) – морские моллюски, раковины которых согласно современным представлениям являлись первыми монетами. В подобном качестве их начали применять в Китае не позднее времени правления династии Шан (1554–1046 годы до н. э.). Ученые объясняют этот выбор тем, что моллюск водится в морях, которые расположены на значительном расстоянии от земель, которые контролировала Шан. Одним из главных источников раковин этого типа (Monetaria moneta) были Мальдивские острова.

Из Китая раковины попали в другие государства. Их находят везде – от Средней Азии до Заполярья, от Дальнего Востока до Новгорода и Пскова, в погребениях хунну, скифов и в курганах славян. Специалисты полагают, что в Азербайджане ракушки выступали платежным средством еще в XVIII веке.

По мере расширения зоны археологических работ в Сибири раковины находили все чаще, при этом они относились к совершенно разным временам. Наиболее ранние – к периоду бронзового века, поздние – уже к XIX–XX векам. Чем дальше к северу, тем меньше находок.

Когда раковины вошли в обиход селькупов, ученые точно не знают. Отмечается, что этот народ примерно в конце XVI – начале XVII веков разделился на две группы: северную и южную, которую еще называют нарымской.

Нарымские селькупы рано обрусели и сменили традиционные предметы быта на привозные русские. При этом самые ранние находки каури на Руси датированы XII веком. Проникновение русской культуры и предметов быта в селькупское общество произошло до появления первых собирателей этнографических коллекций. Раньше всего новации коснулись одежды, которая, судя по выводам археологов, была главным носителем каури. Однако это не значит, что в этнографический период селькупы не использовали каури вовсе.

Раковины морского моллюска по мере удаления от моря становились все ценнее. При этом с большой вероятностью их применение объяснялось ритуальными практиками. Так, почти до советского времени раковины каури имели ни с чем не сравнимую популярность у шаманов сибирских тюрок. Кроме того, подчеркивают этнографы, у многих народов Сибири нанизанные на нить и свободно раскачивающиеся ракушки играли роль оберегов: считалось, что их сухой треск отпугивает злых духов.

Причем отмечается, что отпугивать зло хотелось всем, а раковин было мало, – их стали подделывать, вытачивали из камня и отливали из бронзы. Имитация была очень заметна, то есть обмануть она никого не могла. Судя по размещению находок в селькупских погребениях, каури располагались точно так же, как у западных и южных соседей: их носили в прическах, в составе шейных украшений, на головных уборах и плечевой одежде.

Самое читаемое
Exit mobile version