Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые изучили около 100 работ Моне и Тёрнера – двух известнейших художников-импрессионистов эпохи промышленной революции. Исследователи отмечают: то, что некоторые долгое время считали особым стилем, на самом деле было "фиксацией изменений в оптической среде", пишет Live Science. Эти изменения были связаны с ухудшением качества воздуха из-за большого количества сжигающих уголь заводов.
"Во время первой промышленной революции значительное увеличение загрязнения воздуха было в Лондоне, где работал Тёрнер. Моне писал позже, во время второй промышленной революции в Лондоне и Париже", – указывает один из авторов исследования, Анна Леа Олбрайт (Anna Lea Albright) из Лаборатории динамической метеорологии во Франции.
С загрязнением воздуха, полагают исследователи, связаны размытые очертания объектов на полотнах и столь характерные для художников размытие контраста и разбеленная палитра.
Ученые добавляют, что ни у Моне, ни у Тёрнера не было каких-либо проблем со зрением. А Олбрайт отмечает: анализируя их картины, она заметила, что контуры на полотнах с годами становились туманнее, палитра – белее, а стиль превратился в более импрессионистический. Это также может свидетельствовать о том, что качество воздуха менялось на фоне промышленной революции.