Шум в реактивных двигателях возникает из-за турбулентных струй газа, которые при смешивании с холодным воздухом создают хаотичные вихри. Особенно громким гул становится при взлете. Для решения проблемы ученые проанализировали два типа сопел – конические и гофрированные. С помощью сети из 54 сверхчувствительных микрофонов, размещенных внутри опытных образцов, они записали звуки, имитируя условия выхлопа двигателя.
Наилучший результат показали гофрированные сопла с плавным рифлением лепестков. Такая структура смещает источники высокочастотного шума ближе к соплу, а низкочастотного – дальше от него, снижая общий уровень звука. Даже уменьшение на 2-3 дБ эффективно: это снижает нагрузку на слух и замедляет износ деталей самолета.
Технология открывает путь к созданию экологичных двигателей с улучшенными акустическими характеристиками. В перспективе ее внедрение сократит шумовое загрязнение в зонах аэропортов.