Разве оспу не победили?
Ортопоксвирусы – это, например, вирусы натуральной оспы, коровьей оспы, эктромелии (оспа мышей). В теории человечество справилось с оспой благодаря широкой кампании вакцинации – и это единственный случай полной победы человека над какой-либо вирусной болезнью. Последний случай заражения в естественных условиях был зафиксирован в октябре 1977 года.
Однако, во-первых, нельзя гарантировать, что она не появится вновь, во-вторых, остается возможность "неестественных" случаев. Так, в 1978 году в результате внутрилабораторного заражения умер медицинский фотограф. В июле 2014 года шесть пробирок было обнаружено в забытой коробке на складе в кампусе института здравоохранения в Мэрилэнде, причем допускалось, что это не единичный случай.
В 2017 году в Университете Альберты воссоздали вирус лошадиной оспы. Утверждалось, что это потребовало лишь около $100 тыс., причем у принявших участие в проекте отсутствовали специальные знания.
Кроме того, в последние годы фиксируются вспышки оспы обезьян, а этот вирус генетически близок к вирусу натуральной оспы. В августе 2024 года Швеция стала первой неафриканской страной, где выявили заражение оспой обезьян разновидностью вируса clade I.
Считается, что в настоящее время вирус натуральной оспы существует всего в двух лабораториях в мире: Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии "Вектор" (Россия) и CDC (Центр контроля и профилактики заболеваний, США). Неоднократно раздавались призывы к его уничтожению, но ученые полагают, что вирус способен помочь в разработке новых лекарственных средств.
Предполагается также, что вирус может быть использован в качестве биологического оружия. Причем необязательно государством.
У существующих же препаратов против оспы есть ограничения, например они не дают требуемого эффекта против некоторых штаммов, не помогают, если организм уже заражен или произошло повторное заражение.
Что придумали ученые?
Ученые из ТПУ в сотрудничестве с исследователями ряда других центров синтезировали новые органические соединения на основе оксадиазолонов. С использованием иодониевых солей в молекулы оксадиазолонов вводятся электроноакцепторные группы: нитрогруппа, трифторметильная группа и галогены (хлор, бром, йод).
"Экспериментальные исследования и молекулярное моделирование показали, что вещества проявляют активность на поздних стадиях вирусного цикла и могут воздействовать на белок p37, участвующий в формировании вирусных оболочек, и останавливать развитие вирусного заражения", – указывается в сообщении ТПУ.
При этом была выявлена и альтернативная мишень – другие белки поздней стадии вирусного цикла.
Синтезированные соединения неплохо справляются с натуральной оспой, коровьей оспой, оспой мышей.
"Полученные данные говорят о том, что синтезированные соединения являются перспективной основой для разработки препаратов широкого спектра действия против ортопоксвирусов", – говорит заведующая Международной научно-исследовательской лабораторией "Невалентные взаимодействия в химии материалов" ТПУ Наталья Солдатова.
Следующий этап – исследования in vivo (на живых тканях). Это необходимо для оценки токсичности, эффективности, безопасности и фармакокинетики.
В исследовании участвовали сотрудники Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ, СПбГУ, Ярославского государственного педагогического университета, ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора, Уфимского федерального исследовательского центра, Новосибирского государственного университета, отдела Медицинской химии Новосибирского института органической химии СО РАН, теоретической группы "Кванты и динамика".