На презентации были представлены:
- модуль заправки;
- генератор водорода на базе локализованного электролизера на протонобменной мембране;
- промежуточный накопитель.
Также создатели представили и сам электролизер. У него формат универсальной платформы. Его производительность – от 2 до 10 кубометров сверхчистого водорода в час.
Что такое водородная заправочная станция
Водородная заправочная станция (ВЗС) – это инфраструктурный комплекс для заправки транспорта водородом. Водород в данном случае используется в качестве топлива. ВЗС может быть интегрирована в обычную АЗС. Или быть оформленной в отдельную инфраструктурную единицу.
Выделяются три основных вида водородных заправочных станций:
- стационарные;
- мобильные;
- домашние;
В ряде случаев ВЗС используют в качестве топлива смесь водорода и природного газа. Процент водорода в этом случае составляет от 5 до 30%. Используемый в качестве топлива водород отпускается в килограммах, сообщает сайт американского минэнерго.
Типичный состав ВЗС включает в себя:
- источник водорода (электролизер);
- промежуточный аккумулятор водорода низкого давления;
- узел заправочной станции;
- промежуточный аккумулятор водорода высокого давления;
- заправляемый транспорт.
Часть узлов этой цепи может конструктивно объединяться с другими.
Где существуют водородные заправочные станции
Сегодня в мире насчитывается 1,089 водородная заправочная станция. Лидер по их числу – Китай. Там находится 351 такая станция (32.2% от общего числа), сообщается на сайте CJO GLOBAL. В целом же на азиатский регион с мощными центрами водородной энергетики, такими как Япония, Южная Корея, приходится более 60% от общего числа ВЗС в мире. Германия до 2023 года намеревалась построить более 400 станций.
В России единственная на сегодняшний день водородная заправка находится в Черноголовке. Она расположена на территории одного из научно-исследовательских институтов, пишет ТАСС. Однако в планах до 2025 года – открыть в стране первые сто ВЗС. Об этом говорится в концепции по развитию производства электрического автотранспорта до 2030 года, пишет ТАСС. Далее, с 2025 по 2027 годы будут создаваться по сто заправок в год, в 2028 году откроют 300 станций, а в 2029-2030 годах – еще по 200 ВЗС.
Зачем нужны водородные заправочные станции
Интерес к водородному топливу растет. Оно решает проблемы длительной зарядки электромобилей и их малого пробега. При этом транспорт на водороде не дает вредного выхлопа, работает практически бесшумно, а заправить его можно за несколько минут. Дальность пробега электромобилей на водороде без дозаправки приближается к показателям традиционных бензиновых авто, пишет ТАСС.
По информации Международного энергетического агентства, за один лишь 2021 год в мире продали порядка восьми тысяч автомобилей на водородном топливе. Европейская экономическая комиссия ООН оценивает число водородных автомобилей в 15 тысяч. В организации считают, что их количество будет только увеличиваться.
В России работа над развитием водородного транспорта идет в рамках федерального проекта "Электроавтомобиль и водородный автомобиль". В перечень регионов-пилотов для развития электро- и водородной заправочной инфраструктуры вошли восемь субъектов РФ.