При этом никаких правовых особенностей по управлению такими домами нет. Стоимость обслуживания аварийных домов высокая, и управляющие компании стараются не связываться с ними. "Риск возникновения нештатных ситуаций существенно выше, чем в домах с допустимым уровнем износа. Поддержание несущих конструкций в работоспособном состоянии для обеспечения безопасности проживания требует выполнения дополнительных работ, а также значительных материальных затрат", – объяснили разработчики законопроекта. Без надлежащего обслуживания условия жизни в аварийных домах становятся все хуже и хуже, подчеркнул Пахомов.
Авторы законопроекта предлагают наделить исполнительную власть субъектов правом на определение управляющих организаций для аварийных домов без открытого конкурса. В случае утверждения законопроекта такие УК получат выплаты, компенсирующие убытки от работы с аварийными зданиями, за счет бюджетов субъектов Федерации.
"После вступления в силу закона регионы смогут оперативно принимать решения по управлению такими многоквартирными домами, а также своевременно реагировать на возникновение в них ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жильцов. Кроме того, это позволит снизить количество жалоб населения, оставшегося без должного обслуживания, а также предотвратить дальнейшее стремительное ветшание аварийного жилищного фонда", – подчеркнул Кошелев.
Депутаты подчеркивают, что мера эта вынужденная. Она затронет менее 4% многоквартирных домов в стране и не окажет влияния на конкуренцию в сфере управления ими.
Всего в России по состоянию на июль 2024 года насчитывается 82,6 тыс. аварийных многоквартирных домов. В них живет около 73,1 тыс. человек. По данным Росстата, более чем в 88,5% аварийных многоквартирных зданий все еще проживают люди.