В исследовании принимали участие ученики пятых-шестых классов одной из китайских школ. Детей разделили на три группы, каждая из которых получила тесты разной степени сложности. В ходе эксперимента учеников из первых двух групп всячески хвалили и мотивировали, а детей из третьей группы оставили без внимания.
В результате выяснилось, что излишняя мотивация крайне негативно сказалась на показателях успеваемости учеников из первой и второй групп. Как считают учёные, причиной тому стало то, что из-за необоснованной похвалы взрослые не уделяли должного внимания реальным проблемам детей.
По мнению заведующего кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН, профессора Сергея Кудинова, на успешность обучения ребёнка оказывают влияние как его способности, так и осознанная цель, то есть понимание того, для чего ему нужно учиться. А для этого, в свою очередь, необходим комплекс не только внешних, но и внутренних факторов мотивации, которые учитывают специфические особенности каждого ученика.
Ранее глава Сбербанка Герман Греф предложил отменить школьные экзамены в России. По его мнению, они лишают детей желания учиться. Ситуацию с экзаменами он назвал «катастрофой», поскольку школьники готовы учиться только в условиях предстоящей оценки. Из-за этого, по словам Грефа, из школы дети выходят «инвалидами».