Как указывают в столичном дептрансе, проект предусматривает объединение Москвы с соседними регионами и будет реализовываться в два этапа. Согласно первой фазе проекта, интервал движения поездов на маршрутах ЦТУ сократится в три раза, в среднем до 60 минут. Второй этап позволит уменьшить этот параметр еще – до 30 минут. Это в шесть раз чаще, чем сегодня.
Также появятся новые железнодорожные маршруты до крупных городов центральной части страны. "Интерфакс" отмечает, что, что первый этап проекта рассчитан до 2028 года, второй – примерно до 2035 года.
Во время работы специалисты будут опираться на опыт реализации Московских центральных диаметров (МЦД). Проект охватит все четыре действующих диаметра, Ярославское и Павелецкое направления ж/д. При этом станет использоваться существующая железнодорожная сеть, будет проведена модернизации станций, большинство из которых уже функционирует.
Как указывают столичные власти, сегодня 75% всех пригородных пассажирских перевозок России осуществляются внутри Центрального транспортного узла. Проект улучшения ЦТУ коснется жителей 11 регионов РФ, в которых проживают более 30 млн человек.
О принятии решения реализовать масштабную программу модернизации всего Центрального транспортного узла президент РФ сообщил осенью 2023 года. Глава государства указал, что в итоге диаметры наземного метро Москвы будут продлены до Калуги и Тулы, до других крупных городов в регионах, окружающих столицу.
Как сообщали в апреле 2024 года в правительстве РФ, в состав нового нацпроекта "Транспорт" войдут 10 федеральных проектов, направленных на развитие транспортной сети РФ. Они включают, в том числе, развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей и инфраструктуры Центрального транспортного узла. Сам нацпроект станет преемником Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.