«Я сам бывший учитель и преподаватель. Получал когда-то надбавку за классное руководство. Потом работая в педучилище, довел свою педагогическую нагрузку до 43 часов в неделю, но денег все равно катастрофически не хватало. Пришлось поменять профессию. 5000 рублей – это жалкая подачка. Сумма совершенно недостаточная. Как абсолютно недостаточны и зарплаты учителей. Надо покончить с противоречивостью социального положения в обществе социально-профессиональной группы школьных учителей», – сказал политолог.
По словам эксперта, с одной стороны, в обществе декларируется и признается высокая социальная значимость педагогического труда, с другой наблюдается снижение социального статуса и престижа профессии, что сказывается как на ее востребованности со стороны молодежи, так и на социальном самочувствии людей, занятых в данной сфере.
«А престиж профессии отражается в первую очередь в материальном вознаграждении. На силовиках не экономят. Во многих странах учителя получают низкие зарплаты несмотря на то, что эта профессия очень сложная и ответственная. Однако такое происходит далеко не везде. В ряде стран учителя получают зарплату выше уровня ВВП на душу населения. Нам бы с них пример брать. Например, с Финляндии – бывшего осколка российской империи. Их успехи и достижения во многом связаны с системой образования и высоким уровнем оплаты работы учителей. Но для этого надо поменять всю систему приоритетов», – добавил Калачёв.
27 июля министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал о том, что с 1 сентября 2020 года по поручению президента будут введены дополнительные доплаты классным руководителям в размере 5000 рублей. Владимир Путин объявил о необходимости подобного шага в ходе послания к Федеральному собранию в январе.
Кроме того, правительство предложило дополнительные меры поддержки учителей. 19 августа Минпросвещения обратилось к регионам с рекомендацией рассмотреть вопрос о дополнительных выплатах педагогам, которые были задействованы в организации и проведении ЕГЭ в период пандемии коронавируса.