В документах, учредивших СПЧ, ничего не сказано о мерах, действующих после приостановки членства какой-либо из стран, пишет в субботу, 16 апреля, РИА Новости. Вершинин напомнил, что в 2011 году Совет приостановил членство Ливии. Страна была лишена всех полномочий: права голосовать и принимать участие в принятии решений, права готовить, распространять любые заявления, выступать по пунктам повестки дня и так далее. Ливийская делегация всего лишь продолжала находиться в зале заседаний СПЧ, да и то не за своей табличкой, подчеркнул замминистра МИД РФ.
Если бы Россия 7 апреля согласилась с "ливийским сценарием", то на оставшиеся полтора года членства в СПЧ получила бы аналогичное "поражение в правах". "Нам отводилась бы роль молчаливого зрителя – не более того", – сказал замминистра МИД РФ.
По словам Вершинина, фактическое отсутствие России в Совете развязало бы Западу руки для дальнейших манипуляций с тематикой прав человека и использования ее для политического давления. Об универсальности и эффективности функционирования СПЧ при таком сценарии можно было бы не говорить, такой вариант Россию не мог устроить, отметил он. "Было принято решение самостоятельно заявить о досрочном прекращении полномочий России в СПЧ. Результат такого шага – наш переход из статуса члена Совета в статус наблюдателя", – заявил Вершинин.
Москва допускает, что вслед за Россией западные страны попытаются исключить из Совета и другие государства, превращая его в "закрытый клуб настоящих демократий". США и Евросоюз продолжат добиваться "монополии" на правозащитном направлении работы ООН, считает замглавы МИД РФ.
Генассамблея ООН 7 апреля приняла резолюцию, которая приостанавливает работу России в Совете ООН по правам человека из-за спецоперации на Украине. За проголосовали 93 государства, против – 24. Среди 58 воздержавшихся стран – Египет, Гана, Индия, Кувейт, Камерун, Мексика, ОАЭ, Монголия, Пакистан, Саудовская Аравия, ЮАР.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал давление "на членов ООН со сбалансированной позицией" принуждением к русофобии. Исключение России из организации не повышает ее добавленной стоимости.