Доля обращений, по которым факты нарушений со стороны взыскателей долгов подтвердились, также стала рекордной за пять лет. Она составила 29% от общего числа рассмотренных жалоб граждан (32,3 тыс.) Всего же в 2024 году россияне подали в ФССП 51,8 тыс. жалоб на действия коллекторов.
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) полагают, что увеличение числа и доли обоснованных жалоб россиян на взыскателей долгов – это заслуга приставов. Представитель объединения отметил, что доля таких претензий граждан к коллекторским организациям – членам НАПКА не больше 1%, а допускаемые ими нарушения "преимущественно технические и малозначительные".
По словам эксперта проекта Народного фронта "За права заемщиков" Михаила Алексеева, исходя из поступающих в проект обращений граждан, роста жалоб на состоящие в реестре ФССП коллекторские агентства нет. Чаще всего должники обращаются по поводу некорректного взыскания со стороны микрофинансовых организаций (МФО). Основная часть нарушений – это количество и частота звонков коллекторов. Алексеев добавил: рост числа обоснованных жалоб стал следствием большей информированности населения и более качественной работы приставов.
Эксперты также связывают увеличение количества обоснованных жалоб с общими экономическими факторами, в частности с высокими процентными ставками, которые усложнили перекредитование для должников.
В соответствии с законом №230-ФЗ о коллекторской деятельности, работа коллекторов жестко регламентирована. Им запрещено нарушать не только личные границы должников, но и их физическое и ментальное здоровье. "Профиль" подробно рассказывал, на что имеют и не имеют право коллекторы и как с ними нужно взаимодействовать.