Он уточнил, что число расследованных в 2025 году коррупционных преступлений превысило аналогичный период прошлого года на 22,5% и составило почти 26,2 тыс., причем 19 тыс. – по тяжким и особо тяжким составам.
За девять месяцев СК направил в суд 408 уголовных дел в отношении 900 коррупционеров, совершивших преступления в составе организованных групп и преступных сообществ, что более чем в два раза выше показателя прошлого года.
Всего в суды направлено 11,6 тыс. уголовных дел в отношении 13 тыс. обвиняемых, на 28% больше прошлогоднего результата. Из них 64% составляют дела о взяточничестве, в 16% случаев установлены факты мошенничества. Среди фигурантов – более 500 лиц с особым правовым статусом.
По словам Бастрыкина, фигурантами расследований становятся должностные лица различных организаций и муниципальных образований, учреждений образования и здравоохранения, а также правоохранители.
Он также подчеркнул, что отдельного внимания требует оборонная сфера.
"С началом СВО объем государственного оборонного заказа возрос многократно, что привело к беспрецедентному увеличению финансовых потоков на обеспечение армии материально-техническими ресурсами. Это создало дополнительные риски и возможности для злоупотреблений при заключении и исполнении госконтрактов. В борьбе с этим не может быть компромиссов", – отметил глава СК.
В 2025 году размер установленного в ходе следствия ущерба составил почти 18,5 млрд руб., что более чем на 4 млрд руб. превышает показатели прошлого года.
Кроме того, Бастрыкин подчеркнул, что обеспечить возможность наложения ареста на имущество, которое хотя и не было получено в результате коррупционного преступления, но отчуждено третьим лицам с целью его сокрытия и уклонения от возмещения ущерба, нужно расширить перечень преступлений, по которым применяется конфискация.
Как добавил глава СК, соответствующий законопроект уже концептуально поддержан заинтересованными органами власти и правоохранительного блока и передан на рассмотрение в правительство.
Также Бастрыкин предупредил злоумышленников о том, что попытки спрятать наворованное бессмысленны, законом предусмотрены механизмы возврата этих средств. "Кроме того, так называемые зарубежные партнеры прекрасно понимают природу происхождения этих денег и зачастую активно обращают их в свою пользу", – подчеркнул он.
В конце 2024 года Бастрыкин сообщал, что ущерб от преступлений коррупционного характера за девять первых месяцев составил 14,2 млрд рублей. Он уточнил, что это касается только уголовных дел, которые находились в производстве ведомства.


