Дистанционная торговля алкоголем в Сети запрещена, и соответствующие сайты активно блокируются Роскомнадзором. Однако это приводит к тому, что продавцы контрафакта ищут (и находят) новые способы сбыть свой товар. Так, эксперты направления Brand Protection Group-IB обнаружили не только свыше 4 тыс. сайтов, предлагающих алкоголь, но и около 3 тыс. связанных с ними ресурсов. Это позволяет «подпольщикам» плодить «зеркала» и оперативно переезжать с одного сайта на другой в случае блокировок.
Администраторы запрещенных ресурсов начали бороться с блокировками не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и с помощью различных лазеек в законе, объясняет руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности компании Андрей Бусаргин. Например, алкоголь продают под видом торговли мелкими сувенирами, к которым бутылка спиртного прилагается в качестве подарка. Но есть и технически сложные схемы, такие как «использование QR-кодов для перехода на скрытые сайты, не индексирующиеся поисковыми системами и, следовательно, недоступные для автоматической блокировки».
Эксперты привели два наглядных примера. В частности, alcolavca.com, чья сеть уже почти полностью заблокирована, имела 45 аффилированных сайтов. А самая крупная «группировка» состояла из 86 связанных доменов.
Выдавить продавцов контрафактного алкоголя из Сети практически невозможно, так как пока выгода от продаж куда выше, чем затраты на «переезд» с сайта на сайт. Посещаемость теневого алкорынка высокая ( в среднем на каждом сайте 190 человек в сутки, 5,7 тыс — в месяц). Средняя стоимость покупки — 1,1 тыс рублей при конверсии в 0,7%. В месяц доход только обнаруженных 4 тыс нелегальных сайтов составляет 174,5 млн рублей. Товары активно продвигаются в соцсетеях и в Telegram-каналах.
Собрать свой заводик спиртного довольно просто. Есть множество ресурсов, по дешевке торгующих поддельными комплектующими — бутылками, этикетками, пробками, акцизами. Стоимость одного такого набора эксперты оценили всего в 38 рублей 50 копеек. А себестоимость 0,5 литра «виски» составляет 74 рубля. Выгода налицо.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка за последние три года ликвидировала по всей стране 450 производств и складов контрафактного алкоголя. Но постоянно появляются новые. Каждый может запросто, как любой повседневный товар, заказать на Aliexpress автоматизированную линию по розливу любого алкоголя, будь то пиво, вино или виски. Обойдется это минимум в 500 тыс рублей. Но, как видно, окупается это быстро. «Всегда находятся смельчаки готовые рискнуть своей свободой и чужим здоровьем ради быстрого получения сверхприбылей», - резюмировал Андрей Бусаргин.