Он уточняет, что киберпреступники не обязательно находятся на Украине, "как привыкли думать".
"Это может быть любое государство, даже дружественное нам", – подчеркнул Кононенко. По его словам, мошенники звонят и из Украины, и из стран Прибалтики, и из Казахстана, и из Белоруссии.
Преступления совершаются из-за рубежа для анонимизации, чтобы сокрыть следы. При этом подчас в качестве площадки преступники используют как раз Москву – а "работают" по другим странам.
"На нашей площадке, в Москве, мы раскрывали даже кол-центры, которые занимались совершением мошеннических действий в отношении жителей европейских государств", – рассказывает полковник.
Еще один способ, которым преступники пытаются скрыть следы – "работа" по другим регионам.
"Если мошенники обманывают человека, который живет в Москве, то банковская карта получателя средств вероятнее всего, процентов на 95, будет относиться к другому региону. Это сделано для того, чтобы увеличилось время на исследование, анализ и, соответственно, чтобы невозможно было моментально принять решение о задержании. Так считают мошенники – якобы сидят они где-то далеко, к примеру, во Владивостоке, и используют закрытые мессенджеры, сервисы VPN, которые позволяют им сокрыть себя", – утоняет Кононенко.
Кто чаще всего страдает от кибермошенников?
Пожилые люди от 65 лет и старше, особенно женщины. Они становятся жертвами 25% всех преступлений в этой сфере.
Один из последних примеров – женщину в возрасте вынудили продать квартиру в Белоруссии. Потом она приехала в Москву и продолжала общаться с мошенниками. Те организовали ей встречу с курьерами, которым она передала вырученные средства. Женщина не сразу поняла, что была обманута и лишь тогда обратилась в полицию.
Что по поводу несовершеннолетних?
Дети все чаще появляются в статистике, но пока их доля и среди преступников, и среди жертв невелика. Так, в их отношении совершено не более 1% всех зарегистрированных IT-хищений.
Однако они, например, могут рассылать ложные сообщения о минировании: "Чтобы не идти на диктант в школу, в чат-боте ребенок покупает за 3 евро аккаунт, через который посылает «анонимку о минировании» в свою школу с рандомной почты".
Число IТ-мошенничеств с участием несовершеннолетних растет, но не превышает 500 случаев.
Иногда детям предлагают установить дома так называемые сим-боксы. Бывало и такое, что несовершеннолетние получали деньги у жертв мошенничества и передавали их взрослым.
"Учет выявленных несовершеннолетних курьеров-соучастников кибермошенников нами не ведется, так как в этой роли их используют очень редко. Во-первых, они не могут открыть на себя криптокошелек, чтобы перевести похищенные средства, во-вторых, не всякому ребенку будет доверие, когда он придет к потерпевшему за деньгами", – уточняет Кононенко.
В этом же интервью Кононенко рассказывал о сокращении числа киберпреступлений, росте ущерба от них и более тонких методах мошенников.