Полученные данные помогают объяснить, почему самые популярные медикаментозные методы лечения депрессии не всегда эффективны.
Новый подтип отличается от других, описанных ранее, поскольку характеризуется дефицитом внимания, памяти и самоконтроля. Эти симптомы часто не облегчаются антидепрессантами, воздействующими на серотонин.
Исследователи называют эту разновидность депрессии "когнитивным подтипом", пишет Sciencealert.
В ходе клинического исследования с участием более 700 взрослых исследователи из Стэнфорда вместе с коллегой из Сиднейского университета (The University of Sydney) в Австралии обнаружили, что 27% пациентов с БДР хуже справляются с когнитивными задачами. У них также была более слабая реакция на стандартное медикаментозное лечение.
Если применить эти цифры к населению США, то от такого варианта депрессии могут страдать около 5,7 млн пациентов.
Основываясь на этих подсчетах, специалист по поведению Лаура Хэк (Laura Hack) и ее коллеги утверждают, что необходимо срочно разработать более точные методы лечения депрессии.
По словам авторов исследования, это первый обнаруженный "клинически действенный когнитивный биотип депрессии", и их результаты показывают, что потеря мозговой активности не всегда является следствием депрессии. Напротив, именно ослабление когнитивных функций может стать толчком для развития депрессии.
В 2014 году предыдущее исследование в Стэнфорде с участием части тех же ученых показало, что четверть пациентов с депрессией демонстрировали значительные нарушения когнитивных функций даже после лечения антидепрессантами.
В 2020 году ученые продолжили исследование изображений мозга, которое показало, что изменения в цепи когнитивного контроля пациента способны предсказать его реакцию на лечение антидепрессантами.
Теперь исследователи попытались еще глубже изучить этот новый подтип.
Перед испытанием опросили участников и дали клиническую оценку их состоянию. Кроме того, участники исследования выполнили тесты для оценки памяти, скорости принятия решений и внимания.
Через восемь недель после начала лечения селективным ингибитором обратного захвата серотонина (СИОЗС) те же исследования и оценки были проведены снова.
Из всех 712 участников с БДР, завершивших клиническое испытание, только 96 прошли визуализацию мозга в дальнейших тестах. Во время функциональной магнитно-резонансной томографии эти пациенты выполнили задачу, предназначенную для измерения внимания и импульсивности.
По сути задача состоит в том, чтобы пациенты быстро нажимали кнопку, когда они видели зеленое "да" на экране, и другую кнопку, когда они видели на экране красное "нет".
Во время выполнения задачи у пациентов с БДР с более медленной обработкой информации, более серьезными проблемами со сном и более слабым торможением, как правило, наблюдалась сниженная активация префронтальной коры и коры головного мозга.
Это указывает на "отличный нейронный механистический процесс, лежащий в основе этого биотипа", утверждают авторы , поскольку эти части мозга активно участвуют в исполнительных функциях, таких как планирование, достижение целей и устойчивое внимание.
Более того, алгоритмы машинного обучения обнаружили, что степень когнитивных нарушений пациента связана с выраженностью симптомов депрессии и их уменьшением после лечения.
После назначения СИОЗС у пациентов с этим когнитивным подтипом отмечались более низкие показатели ремиссии по сравнению с пациентами с другими формами депрессии.
"Это исследование имеет решающее значение, потому что у психиатров мало инструментов для измерения депрессии, которые помогают принимать решения о лечении", – объясняет Хак.
"В основном это наблюдения и самостоятельные отчеты. Визуализация при выполнении когнитивных задач является довольно новой в исследованиях лечения депрессии", – добавляет специалист.
Но визуализация этого типа депрессии в клинических условиях действительно полезна только если известно, как ее лечить.
Сейчас врачи выделяют более 12 подтипов депрессии , а исследователи продолжают находить новые разновидности. Тем не менее методы лечения почти не меняются и часто остаются неэффективными.
На сегодня только один антидепрессант, одобренный Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA, USFDA) США, продемонстрировал влияние на улучшение когнитивных функций, и никто точно не знает, как и почему он работает.
Команда исследователей отмечает, что, хотя они исключили определенные расстройства и факторы, которые могут повлиять на когнитивные нарушения, могут быть и другие поведенческие или нейробиологические факторы, которые способствуют этому подтипу депрессии, поэтому относиться к их выводам следует с осторожностью.
Хак надеется провести еще ряд исследований, чтобы определить, применим ли этот подход к другим антидепрессантам и методам лечения.
"Я регулярно наблюдаю страдания, потерю надежды и рост суицидальных наклонностей, которые происходят, когда люди , как и мы, идут путем проб и ошибок, – говорит Хак. – Это происходит потому, что мы начинаем с лекарств, которые имеют одинаковый механизм действия для всех типов депрессии, хотя это заболевание весьма неоднородно. Я думаю, что наше исследование способно помочь изменить этот подход".