Движение жидкости в трубах носит турбулентный характер: скорость и давление потока постоянно меняются, а сама жидкость активно перемешивается. Это явление, как и в авиации, где вихревые потоки воздуха создают сопротивление, ухудшает работу трубопроводов. Чем больше отложений на стенках, тем сильнее этот эффект и тем ниже пропускная способность.
Как пояснили эксперты Передовой инженерной нефтяной школы Альметьевского государственного технологического университета "Высшая школа нефти" (АГТУ ВШН), это снижает эффективность трубопроводов, увеличивает эксплуатационные расходы и повышает риск аварийных ситуаций.
Добавление химических реагентов может значительно изменить параметры работы системы. Например, повлиять на гидравлику или свойства жидкости, уменьшив турбулентность и тем самым повысив пропускную способность. При этом один и тот же реагент может давать разный эффект в зависимости от условий эксплуатации. Ученые "Высшей школы нефти" и "Татнефти" разработали программу для подбора оптимальных реагентов в конкретных условиях.
"Мы создали компьютерную программу, которая прогнозирует, какие химические добавки наиболее эффективно увеличат пропускную способность трубопровода. Наша разработка оценивает результативность каждой добавки, экономя время и средства на поиск оптимального решения", – пояснила Лия Байбекова, заведующая лабораторией Центра научно-технических исследований АГТУ "Высшая школа нефти".
По ее словам, внедрение этой программы сделает обслуживание нефтепроводов более энергоэффективным и сократит общие производственные издержки.