Профиль

Ректор РЭУ им.Плеханова Виктор Гришин о конкурентных преимуществах этого вуза

За Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова давно закрепилось реноме кузницы руководящих кадров для государственных структур и частных компаний. Выпускники Плехановки востребованы у работодателей и многие в дальнейшем делают блестящую карьеру. О настоящем и будущем одного из старейших вузов страны «Профилю рассказал ректор РЭУ, доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин.

Ректор РЭУ, доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин

Ректор РЭУ, доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин

©Наталья Львова/Профиль

- В одной только Москве более 100 государственных вузов. Чем вы привлекаете абитуриентов? Почему они выбирают именно РЭУ?

Думаю, что в первую очередь абитуриентов привлекает высокий рейтинг университета. Высокий проходной балл – это лишь один рейтинг – приемной кампании. Он говорит о том, что мы привлекаем наиболее способных и талантливых абитуриентов. Если высокий проходной балл, то, соответственно, гарантированы качество образования и последующее трудоустройство. В последнее время все чаще встречаешь родителей, которых интересуют перспективы трудоустройства выпускников. Для них важно знать где и кем молодые специалисты работают, сколько им платят. Кстати, это ведь тоже своего рода рейтинг - уровень зарплат выпускников. И у РЭУ он один из самых высоких в России. Все это, безусловно, и определяет выбор нашего вуза со стороны абитуриентов и их родителей. Кроме того, имя университета, его история, его инфраструктура, возможности зарубежных стажировок - это тоже немаловажный факт для родителей и абитуриентов.

- Сколько бюджетных мест в университете?

Учат сейчас и бесплатно, и платно. Университет все-таки изначально имел социально-экономический профиль, поэтому традиционно наибольшее количество бюджетных мест было на направлениях экономического и гуманитарного блоков. Много лет назад РЭУ начал готовить студентов в области информационных технологий. Это направление многократно усилилось и интенсифицировалось после присоединения к нам Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Поэтому сегодня, у нас достойное количество бюджетных мест на направлениях IT-профиля. К сожалению, количество бюджетных мест ежегодно снижается, Последние два-три года у нас около 700 бюджетных мест на программы подготовки бакалавров и специалистов и почти столько же в нашей филиальной сети, и около 450 мест на программы подготовки магистров. И, кстати, наш вуз готовит не только по программам высшего образования, но и специалистов среднего звена.

- В планах строительство нового корпуса университета. Известно, что там будут готовить кадры для цифровой экономики. По каким специальностям?

Новый корпус, как и все другие, будет нашей гордостью. Подготовка специалистов для цифровой экономики осуществляется в Институте цифровой экономики и информационных технологий, который преобразован из факультета математической экономики, статистики и информатики. В общей сложности реализуется шесть направлений подготовки бакалавриата и четыре магистратуры. Все имеют непосредственное отношение к цифровой экономике. Львиную долю набора студентов (почти 80%) занимают направления, связанные с информационными технологиями: прикладная математика и информатика, прикладная информатика, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, информационная безопасность, бизнес-информатика. А 20% – это направление «экономика», в рамках которой реализуются профили – аналитическая экономика и эконометрика, бизнес-статистика и аналитика. Кроме того, есть программы магистратуры – экономические риски, статистические и математические методы анализа и прогнозирования экономики, информационная бизнес-аналитика, IT-консалтинг, цифровой бизнес, технологии цифровой экономики. Защита информационного пространства. Как видите, спектр достаточно широкий.

- Правда ли, что у вас, в отличие от многих других вузов, студентам не запрещают работать? Трудотерапия помогает учебе, профориентации и будущей карьере выпускников?

Работать действительно не запрещают. Но мы обычно советуем начинать работать не раньше, чем на третьем курсе. Первые два года обучения требуют обязательной посещаемости, совмещать работу и учебу сложно. Студенты начинают работать непосредственно в университете. Я бы не сказал, что это трудотерапия. Вопрос в том, какую работу в будущем молодым людям выбрать. Многие начинают строить свою карьеру, обучаясь на втором и третьем курсах. Зато к окончанию университета они понимают, чем хотят заниматься и осознанно подходят к выбору магистратуры. Хотя последние несколько лет родители и абитуриенты стали более сознательно подходить к выбору программы и при поступлении на первый уровень высшего образования – программы бакалавриата и специалитета. Безусловно, работа в какой-то мере связанная с образовательной программой, на которой учится студент. Это оценка правильности выбора профессии, возможность завершить обучение в университете достойной выпускной квалификационной работой, имеющей практическую направленность.

- Плехановка славится своими выдающимися выпускниками. Не забывают ли они альма-матер?

Мы гордился всеми своими выпускниками. Не случайно в международном рейтинге QS по трудоустройству по критерию «достижения выпускников» наш университет занял 85 место в мире и четвертое место в России. Среди наших выпускников – восемь миллиардеров, входящих в российский список Forbes. Выпускники университета работают в 82 регионах и за рубежом, 4% выпускников становятся индивидуальными предпринимателями. По параметру представленности выпускников в составе правления крупнейших компаний из списка «Эксперт-400» РЭУ занимает четвертое место, также четвертое место университет занимает по числу выпускников-руководителей 500 крупнейших компаний России по данным агентства РБК.

В числе наших выпускников - крупные ученые, члены правительства, известные политики и экономисты, депутаты Государственной думы и члены Совета федерации, руководители крупнейших бизнес-структур и известные общественные деятели. Каждый из них по праву гордится званием «плехановец»! В их числе - вице-премьер Татьяна Голикова, глава Минтруда Максим Топилин, президент-председатель правления банка ВТБ Михаил Задорнов, вице-президент и пресс-секретарь--директор департамента информации и рекламы корпорации «Роснефть» Михаил Леонтьев, политический деятель Григорий Явлинский, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, ресторатор Аркадий Новиков, ректор РАНХиГС Владимир Мау. Этот список можно продолжить до бесконечности. С многими выпускниками мы продолжаем поддерживать отношения. Взаимодействуем в сфере совместных научных исследований, организации чтения открытых лекций для студентов и значимых общественных мероприятий.

- Каковы сегодня задачи ключевых научных подразделений университета?

Плехановка - крупный научный центр, сотрудники которого выполняют широкий спектр исследований для государственных, муниципальных и корпоративных заказчиков. Наиболее перспективными направлениями ученые университета считают развитие предпринимательства, участие государства в экономике, региональную экономику и региональную политику, информационные технологии, управление образованием и экономику образования, качество и безопасность потребительских товаров и услуг.

На базе РЭУ сформирована мощная научная инфраструктура - 11 научно-исследовательских институтов, 8 научных школ, 51 лаборатория, бизнес-инкубатор, входящий в пятерку лучших по стране, бизнес-акселератор. Их усилиями в университете сформирован пул инновационных проектов, готовых к внедрению в промышленности и торговле. Цель Лаборатории облачных технологий и аналитики больших данных - решение социально-экономических задач с помощью использования технологии больших данных (BigData) - одно из ключевых направлений компьютерной науки XXI века, открывающее новые перспективы для исследований в сфере анализа и извлечения полезных знаний из больших объемов данных различной природы.

Научная задача Лаборатории социально-демографической статистики – формирование на основе системы Countur-BI так называемых OLAP-кубов, содержащих обезличенную первичную информацию по условиям жизни населения, бюджетам домашних хозяйств, экономической активности, занятости, безработице, труду мигрантов и прочим показателям, а также разработка методологии формирования хранилища данных и метаданных по социально-экономической тематике – статистического портала.

Ситуационный центр выполняет задачи анализа и визуализации, распределенной по уровням административно-территориального управления исходной и расчетно-аналитической информации. Специалисты центра применяют авторские методики по формированию сводных индексов, характеризующих развитие субъектов РФ по основным направлениям федеральной и региональной политики социально-экономического развития. Здесь широко применяются современные высокоэффективные методы пространственного моделирования и прогнозирования.

Крупнейшие научные мероприятия проводятся совместно с РАН, Советом Федерации, Главным контрольным управлением Москвы, Вольным экономическим обществом, Республиканским научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности и другими партнерами. Сегодня Плехановка - место дискуссии ученых по широкому спектру вопросов, где встречаются наука и практика.

- Сейчас период жесткой конкуренции вузов. Как вы определите ваши основные отличия и преимущества на рынке высшего образования?

Преимущества образовательной модели РЭУ – правильный баланс. Во-первых, это сочетание академического подхода и инновационных образовательных технологий. Для этого у нас созданы базовые кафедры, а программы проходят общественно-профессиональную аккредитацию. Во-вторых, это сочетание необходимых компетенций - экономического и управленческого образования, сильной математической и правовой подготовки и хорошей базы в области информационных технологий. Такая академическая подготовка позволяет готовить специалистов, которые будут востребованы во всех областях экономики.

Мы опираемся на более чем вековой опыт наших научных школ, но при этом используем современные формы обучения – проектный подход, ориентированность на практику и конкретные запросы работодателей. Отдельно хотелось бы отметить, что за последние годы в РЭУ удалось создать многоуровневую систему непрерывного образования. В структуру входят все уровни подготовки - от экономического лицея до программ докторантуры и DBA - что позволяет готовить уникальных специалистов в смежных областях.

Самое читаемое
Exit mobile version