В свою очередь, участники съезда Российского союза ректоров (РСР), состоявшегося в конце марта, дали свой среднесрочный прогноз по самым востребованным в экономике кадрам. В частности, президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что в ближайшие 5 лет следует ожидать высокий спрос на специалистов по проблемам экологии, Мирового океана и экономики. Высокий конкурс будет также на информатику, мехмат, геологию и исследования в сфере космических технологий.
Год назад на съезде РСР, в работе которого принял участие президент Владимир Путин, состоялась презентация проекта «Вернадский», предполагающего тесное сотрудничество в научной и образовательной деятельности ведущих университетов России с региональными вузами. В настоящее время подписано 6 соглашений о кооперации, еще 5 находится в разработке, напомнил Садовничий. По его словам, в ближайших планах РСР повысить экспертный потенциал государственной регламентации образовательной деятельности вузов и качество программ обучения. С этой целью предлагается создать Национальный совет по вопросам госаккредитации.
Вузы разные нужны
Система высшего образования в России трансформируется с учетом новых реалий в экономике и обществе. И на этом рынке конкуренция достаточно жесткая, пояснил «Профилю» ректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Виктор Гришин. «Современная российская высшая школа сильно фрагментирована. Существуют вузы со специальными статусами – федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, также есть участники проекта повышения конкурентоспособности на международной арене (проект «5–100», опорные университеты)», – подчеркнул он.
Диплом вуза не стоит считать счастливым билетом в безбедную жизнь, но все же с ним устроиться на хорошую работу легче, чем без него
Виталий Белоусов/ТАССКроме того, у высших учебных заведений различная подведомственность, системы финансирования. Все это, по мнению Гришина, приводит к существенной дифференциации возможностей вузов по привлечению преподавателей и ученых, качеству образовательных программ с содержательной стороны и методик обучения. В настоящее время почти 40 отечественных университетов присутствуют в мировых рейтингах QS, THE и ARWU. Они полностью соответствуют требованиям времени с точки зрения актуальности знаний и перспектив востребованности выпускников на рынке труда, подчеркнул ректор РЭУ.
В то же время региональные вузы живут в несколько иной реальности. Например, у них нет средств для закупок передового оборудования и программного обеспечения. Выход из ситуации Гришин видит в активной реализации программ мобильности, в том числе виртуальной. Ставку нужно делать на электронное обучение с применением дистанционных технологий. «Уверен, что в перспективе все это окажет положительное влияние, и тогда качественный контент станет доступен абсолютному большинству студентов независимо от места расположения вуза», – говорит ректор РЭУ.
К коммерциализации высшей школы отношение у Гришина неоднозначное. По его признанию, за счет этого многие вузы смогли выжить в трудное время, когда финансирование по линии бюджета носило ограниченный характер. Но отрицательный момент тоже есть – университеты вынуждены принимать на платную форму обучения не всегда самых сильных и способных, желающих учиться абитуриентов. А это чревато снижением общего уровня подготовки студентов. Что же касается количества бюджетных мест, то этот показатель практически неизменен в последние три-четыре года. Другое дело, что почти ежегодно меняется структура в зависимости от потребностей рынка труда в специалистах технической или гуманитарной направленности, отметил Гришин. По его мнению, сегодня нужно готовить кадры для цифровой экономики. Например, в таких областях, как прикладная математика и информатика, прикладная информатика, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, информационная безопасность, бизнес-информатика, аналитическая экономика и эконометрика, IT-консалтинг, цифровой бизнес, защита информационного пространства.
Кто заказывает музыку
Образование не бывает бесплатным. Вопрос в том, кто платит: государство, организация или семья, напоминает декан факультета международного бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ирина Колесникова. Очевидно, что рынок образовательных услуг расширяется, одновременно углубляется имущественное расслоение российского общества.
«Качественное образование стоит дорого. Цена зависит от размера академических групп, количества аудиторных часов, особенно по иностранным языкам, уровня привлекаемых преподавателей, технической оснащенности учебного процесса, финансирования внеучебной деятельности», – подчеркнула она.
Особая тема – международные контакты вуза, обеспечивающие интернационализацию образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава. Это предполагает затраты на командировки, прием иностранных делегаций, участие в международных конференциях и многое другое. Бюджетные места не могут покрыть всех расходов. Соответственно, чем больше опций предлагает вуз, чем успешней он на рынке, тем меньше заинтересован в сохранении бюджетных мест с финансовой точки зрения, считает Колесникова. Правда, существует социальная ответственность, которая определяет соотношение платных и бесплатных мест.
Проект «Вернадский», по ее мнению, едва ли может решить все задачи. «Думаю, кооперация между университетами возможна в области научных исследований, но проблематична в образовательном пространстве. Все-таки ведущие университеты сильны не только учебными программами, но и «школой». То есть своими традициями, уровнем подготовки, преемственностью, самой атмосферой, так сказать, «намоленностью». А это не тиражируется», – признает Колесникова.
Много денег не бывает
В свою очередь, декан факультета Liberal Arts College Института общественных наук Евгений Миронов отмечает, что коммерциализация высшего образования – явление комплексное. Его нельзя сводить к количеству бюджетных и платных мест в учебных заведениях. «Вузы могут зарабатывать деньги и за счет коммерческого использования научных разработок, консалтинговой деятельности, дополнительного образования. Их основная деятельность – высшее образование – должно и может создавать среду для этих коммерческих проектов», – заявил он «Профилю».
В той или иной степени к системной коммерциализации стремятся все вузы. Это абсолютно здоровый процесс, и нет оснований говорить о его прекращении в ближайшее время. Проблемы появляются в том случае, если тот или иной университет начинает слишком сильно зависеть от денег, получаемых от студентов. Возникает зависимость от колебаний экономической конъюнктуры, сказывающейся на платежеспособности. Но главное – высшее образование смещается в сферу платных услуг, что не может не отразиться на его качестве, говорит Миронов.
К тому же в России не развита система эндаументов – целевых капиталов, служащих основой независимости и стабильного развития большинства ведущих университетов мира. В таком контексте увеличение количества бюджетных мест – факт положительный, поскольку вузы смогут принять больше сильных студентов, а многие родители получат возможность дать детям качественное образование. Но говорить о системных эффектах преждевременно, подчеркнул Миронов. Минобрнауки каждый год корректирует количество бюджетных мест, то увеличивая, то уменьшая их для определенных направлений обучения и уровней подготовки.
Как правило, такие решения основаны на потребностях экономики в соответствующих специалистах. Хотя не всегда действия выглядят последовательными. Политика подчас меняется неожиданно и резко. Так, весь 2018 год анонсировался курс на дальнейшее сокращение бюджетных мест, напомнил эксперт. Теперь же получается, что маятник качнулся в другую сторону. И все же изменился ли тренд в системе высшего профессионального образования России, можно будет понять только через 3–4 года, полагает Миронов.
В поисках баланса
Нынешнее увеличение количества бюджетных мест в вузах на гуманитарных специальностях не означает принципиального изменения подхода Минобрнауки, который бы привел к формированию нового баланса в системе профессионального образования. Такой точки зрения придерживаются многие независимые эксперты. Они исходят из того, что этот процесс носит перманентный характер. Причем решения принимаются, в том числе исходя из демографической ситуации, поскольку год от года число выпускников 11‑х классов средних школ в России меняется.
Таким образом, соотношение платных и бесплатных мест в вузах обеспечивается на основании спроса в обществе на образовательные услуги. Также значение имеют краткосрочные и среднесрочные задачи экономики в том виде, как их понимает правительство. В любом случае высшее образование остается в нашей стране привлекательным для наемных работников, искренне верящих, что диплом вуза практически гарантирует высокую зарплату и жизненный успех в целом.
Государство регулирует этот рынок как прямо, определяя квоты бюджетных мест, так и косвенно, отсекая от поступления людей, не обладающих достаточным уровнем знаний, либо отзывая лицензии у вузов, не отвечающих требованиям. Впрочем, у абитуриентов всегда остается выбор – попробовать поступить на бесплатную форму обучения или учиться за деньги, если, конечно, позволяют финансовые возможности.
Диплом вуза нельзя считать билетом в счастливую и безбедную жизнь. Однако исследования свидетельствуют, что большинство выпускников не испытывают сложностей с трудоустройством, хотя не все в дальнейшем работают теми, на кого учились. Массовый рынок труда благожелательно смотрит на наличие у человека высшего образования, поскольку оно, так сказать, гарантирует общую вменяемость и культурный уровень.
Вместе с тем дипломы разных вузов для работодателя все-таки имеют разную цену. Реализация проекта «Вернадский», по логике, должна нивелировать неравенство. Кооперация столичных и региональных университетов – тренд позитивный. Однако опрошенные «Профилем» эксперты отмечают, что здесь есть и свои риски. В частности, существенно возрастает нагрузка на профессорско-преподавательский состав лучших российских вузов, что не может не отразиться на качестве учебного процесса.