19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. «Скорее всего, самолет был сбит повстанцами»
Зарубежье

«Скорее всего, самолет был сбит повстанцами»

Какими могут быть международные последствия для того, кто будет признан виновным в крушении Боинга-777 над Украиной? Об этом размышляет известный российский дипломат, бывший замминистра иностранных дел РФ (1991-1993 гг.) Георгий Кунадзе.

— Сейчас называют как минимум три версии катастрофы Боинга-777: первая — он сбит украинской стороной, вторая — донецкими ополченцами, третья — российскими военными. Какие международные последствия может повлечь каждая из них?

— Я бы эти версии выстроил в порядке убывающей вероятности. Прежде всего, ищут мотив такого поступка. На мой взгляд, мотива для сознательного совершения подобной дикости не было ни у России, ни у Украины. Что касается случайностей, то Украина знает, что над зоной, где идут боевые действия, могут быть только ее самолеты, самолетов повстанцев в небе нет — тогда зачем ей производить запуск? Версию российского участия я тоже исключаю: хотя бы потому, что дальность ЗРК Бук — около 30 км, а самолет упал в 50 км от границы РФ. Значит, с российской территории ракета выпущена быть не могла. Я для себя оставляю только одну версию — самолет, вероятнее всего, был сбит повстанцами.

— Почему вы так думаете?

— Два обстоятельства. Первое: их лидер Гиркин-Стрелков заявил недавно, что повстанцы захватили два дивизиона ЗРК Бук, привели их порядок и они готовы к работе. Сообщение прошло об этом 29 июня по ИТАР–ТАСС. И второе: в четверг Стрелков заявил, что они сбили украинский самолет АН и, кажется, СУ. Можно ли спутать маленький истребитель и гигантский Боинг? Я отвечаю: можно. Такой случай в истории уже был. Американцы в 1988 году приняли за атакующий пикирующий истребитель иранский пассажирский аэробус, который набирал высоту при взлете с аэродрома — тогда, кстати, тоже погибло около 300 человек. Так что такие случаи бывают. Не думаю, что повстанцы специально собирались сбить малайзийский Боинг. Но в этом случае у меня вопрос к украинским властям: каким образом они допустили, что гражданский самолет «разгуливает» в воздушном пространстве над зоной боевых действий? Почему ему позволили туда залететь? Это совершенно непостижимая вещь!

— Какие последствия могут возникнуть, если будет признана вина донецких повстанцев?

— На память приходит 1 сентября 1983 года, когда советский истребитель сбил южнокорейский Боинг-747. Тогда последствия были катастрофические, причем не столько даже для репутации СССР, сколько для его интересов. Думаю, нечто подобное можно предположить и сейчас в отношении самопровозглашенной ДНР.

— Что вы имеете в виду? Войсковая операция сил НАТО на территории Восточной Украины?

— Конечно же, нет. Я думаю, в конечном итоге будет принято решение о том, что именно повстанцы сбили пассажирский Боинг. Думаю, для господина Гиркина-Стрелкова, который много говорил на тему ЗРК, последствия будут самыми плохими: его могут объявить международным террористом, и тогда за ним будут охотиться все. Последствия для ДНР? Но ее и сейчас никто официально не признает, даже Россия. Поэтому говорить, что будет хуже, не приходится — и так хуже не куда. Зато будет еще большее давление на Россию с требованием отказаться от какой-либо поддержки повстанцев. В какие конкретные требования может вылиться такое давление, судить трудно.

Впрочем, ЗРК Бук М1 — система хоть и устаревшая, но, тем не менее, это сложная система. Само «железо» легко захватить, но управлять системой по назначению, для того, чтобы сбивать самолеты — куда сложнее. Для этого нужны серьезные профессионалы. С трудом представляю себе, что таковые есть среди ополченцев. Поэтому, боюсь, в этих условиях возникнет версия, в соответствии с которой повстанцы только захватили установки, а ракетчиков, операторов этих установок прислали из России.

— Если обвинения падут на Россию, каковы последствия могут быть для нее?

— Понятно, что на Западе еще активнее заговорят о российской поддержке террористов. Выльется ли это в какой-то новый пакет санкций, трудно судить. Просто потому, что каждая новая санкция дается, по крайней мере, европейским странам с очень большим трудом. Впрочем, ситуация и так уже настолько запущена, что в нашем нынешнем положении санкцией больше, санкцией меньше — не имеет значения.

— Но вы говорите о санкциях! В Фейсбуке же многие граждане поспешили сравнить катастрофу Боинга с выстрелом Гаврилы Принципа, с которого сто лет назад началась Первая мировая война. Как вам такой сценарий?

— Это слишком большая натяжка. Все понимают, что воевать с ядерной сверхдержавой — это абсурд. Это не значит, что можно потирать руки — мол, «опять пронесло!» Вопрос же не в том, будет ли война. А в том, что вокруг России группируются страны, которые России не доверяют, которые относятся к ней с разной степенью враждебности. И этот случай станет дополнительным катализатором этого процесса — несомненно.

— А вы можете себе представить, что международное сообщество, Запад признает, что катастрофа Боинга — результат действий украинских сил ПВО?

— Нет, честно говоря, в такой сценарий я не верю. Это невероятно. У украинцев не было никакого мотива. Хотя то, что украинские диспетчеры дали самолету «зеленый свет» для пролета над ДНР — это большая ошибка. Не думаю, что это было сделано специально, чтобы его там сбили.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».