Профиль

Китайская (анти)утопия: Как телефон заменил кошелек

«Профиль» продолжает рассказ о новейших технологиях Китая, в которых воплотились многие прогнозы научных фантастов. К ним стоит присмотреться, чтобы понять, какое будущее нас ждет.

©Xu Kangping/Xinhua/ZUMA/TASS

Первая часть: Скоростные поезда и города-призраки

Вторая часть: Искусственный интеллект как основа экономики

Как WeChat изменил всё

«Все были убеждены, что перед ними роботы. Япет даже начал беспокоиться. Подавая мне бренди, он расстроенно сказал: «Как же так – роботы? Взяли по два джина, по два бренди, две пачки сигарет, а платить кто будет?» Я объяснил ему, что программа робота, предусматривающая потребление напитков и сигарет, без сомнения, должна предусматривать и какой-то способ оплаты потребленного».

Братья Стругацкие. «Второе нашествие марсиан», 1966 г.

В 2011 году в Китае, где доселе было модно общаться с помощью местной копии ICQ под названием QQ, появился новый интернет-мессенджер. Его китайское название – «Вэйсинь», что означает «Микросообщения», однако за рубежом он известен под брендом WeChat. Приложение появилось вовремя. Как раз в те годы рынок наполнили относительно дешевые и качественные смартфоны китайских марок, работающие на оперативной системе Android, позволяющей самостоятельно устанавливать приложения (до этого на популярных в Китае телефонах на платформе Mediatek вся начинка ставилась на заводе). Смартфонами обзавелись более-менее все жители КНР. А спустя семь лет был зарегистрирован миллиардный пользователь WeChat. 35% времени, которое китайцы проводят в своих смартфонах, они сидят в этом приложении. Распространение этого мессенджера среди китайцев носит столь массовый характер, что власти рассматривают проект привязки к аккаунту в нем электронных удостоверений личности.

Что же такое WeChat? По сути, это довольно средненький мессенджер, по своим функциям общения похожий на WhatsApp. Причина его популярности вовсе не в красоте или удобстве.

Во‑первых, он заменяет китайцам всё: телефон, СМИ и социальные сети. В КНР Facebook, Instagram, Telegram заблокированы, так что на любые случаи жизни существует одна соцсеть (что, кстати, очень удобно для властей). Во‑вторых, он служит «волшебной палочкой», с помощью которой человек может решить почти все бытовые вопросы. Мини-программы, интегрированные в WeChat, позволяют делать покупки в интернет-магазинах: от товаров из секс-шопа до авиабилетов, вызывать такси, заказывать еду на дом, арендовать велосипед. По мнению фанатов WeChat, жизнь никогда еще не была такой легкой и удобной, как с ним. А решение удалить мессенджер вызывает искренний шок – как жить без него?

Столь значимую роль в жизни любого китайца WeChat приобрел из-за интегрированной в него функции мобильного платежа. У всех китайцев есть аккаунт в мессенджере, и почти у всех он привязан к банковскому счету. Это позволяет буквально в один клик платить через терминал и осуществлять денежные транзакции с любым встречным, продавцом, таксистом. Для этого нужно лишь считать с экрана или распечатки информацию об аккаунте, заключенную в QR-коде – двухмерной картинке со случайным рисунком из маленьких черных квадратиков на белом фоне. Сейчас оплата смартфоном в КНР стала настолько привычным делом, что даже бомжи на улицах принимают милостыню при помощи QR-кода.

В чем же причина такого успеха мобильных платежей? Встав на путь информатизации позже многих развитых стран, Китай разом перескочил несколько ступенек в эволюции денежных транзакций. Дорожных чеков и чековых книжек здесь и вовсе не было (хотя они все еще в ходу в консервативных США, где с помощью смартфона расплачивается жалкий 1% населения). Но даже банковские карты не стали в Китае чем-то общераспространенным. Банкоматы, конечно же, до сих пор установлены повсеместно, однако в небольших лавочках кардридеров отродясь не бывало. Раньше там принимали только наличные, теперь предпочитают мобильные платежи.

Корпорация Alibaba предложила покупателям Taobao платить онлайн еще в середине 2000‑х. Однако подлинный расцвет цифровых платежей начался вместе с бурным ростом продаж китайских смартфонов на Android. Сервис мобильных платежей от Alibaba – Alipay успел завоевать большую часть рынка и до сих пор удерживает лидерство, в т. ч. из-за более высоких лимитов по транзакциям и функции сберегательного счета. Его главный конкурент WeChat Pay хоть и «родился» позже, но за счет интеграции с популярнейшей (а по сути, единственной) в Китае соцсетью WeChat быстро догнал предшественника.

WeChat Pay появился в 2013‑м, аккурат в канун празднования Нового года по лунному календарю. Его фишкой стала возможность отправлять своим контактам по мессенджеру виртуальный «хунбао» – «красный конвертик» с деньгами внутри, традиционный подарок китайцев по любому жизненному поводу. Цифровой «конвертик» может вмещать не больше $29, однако для его отправки не нужен QR-код. По сути, это то же самое, что в России хорошо работает на базе «Сбербанк-онлайн» (не в обиду другим банкам, но более-менее массово распространено именно это приложение), только без захода в отдельное приложение, из той же самой соцсети, в которой вы и так сидите треть своего виртуального времени.

Успех с виртуальными «конвертиками» разом перетянул на сторону WeChat Pay значимую долю клиентуры. Сам Джек Ма сравнил произошедшее с атакой на Перл-Харбор. «Коварное нападение Tencent» вынудило Alibaba разработать ответ – функцию «хунбао» с дополненной реальностью, которая позволяет пользователям ловить «красные конвертики», как в игре Pokemon Go. Более того, поняв, что Alipay проигрывает своему конкуренту именно за счет интегрированности WeChat Pay в социальную сеть, Alibaba ввела в свой сервис возможность пересылать друг другу сообщения. Но, как и функция «Диалоги» в приложении «Сбербанк-онлайн», она пока не пользуется особым успехом.

Мораль же этой истории заключается в том, что мобильные платежи приобрели такую популярность из-за того, что были основаны на двух площадках, которые и до этого были сверхпопулярны. Более того, этим площадкам доверяли, ими гордились и ждали от них новых, еще более усовершенствованных технологических решений. Бум мобильных платежей пришелся на период тотальной «смартфонизации» китайского общества. Ему способствовало такое качество китайских пользователей, как открытость технологическим новшествам, буквально насаждаемая государственной пропагандой (например, в КНР, в отличие от России, никому не придет в голову переводить всю зарплату, получаемую на карту, в наличные в первый же день). Имели место и искусственные меры. В первые годы Alibaba и Tencent стимулировали пользоваться именно мобильными платежами, предоставляя покупателям скидки до 25–50% чека. В ход шли и другие методы. Например, на кассу в фастфуд могло быть четыре очереди, из которых три предназначались для посетителей, сделавших предзаказ и оплативших его онлайн через мобильное приложение, и только одна – самая медленная – для мастодонтов, предпочитающих платить наличными.

В результате с середины 2000‑х китайские мобильные платежи выросли в огромный рынок с оборотом более $16 трлн в год. Только за 2018‑й в КНР с помощью мобильных телефонов было проведено денежных операций на $9 трлн, тогда как в США – «лишь» $112 млрд. База активных пользователей WeChat Pay превышает 900 млн человек, у Alipay – 700 млн. При этом абсолютное большинство пользователей – китайцы. Для сравнения: у Apple Pay, который предустановлен на всех телефонах iPhone, всего 127 млн пользователей, причем цифра «размазана» по всему миру.

Тотальное распространение мобильных платежей изменило структуру экономики и само качество жизни в КНР. Если Alibaba помогла представителям нарождающегося среднего класса снять склад и открыть свой интернет-магазин, то WeChat в силу тотального распространения мобильных платежей позволил стать продавцом буквально каждому. Для этого больше не требуются такие устройства, как кард- или чипридер. Все, что нужно, – это смартфон и аккаунт в WeChat Pay. Соответственно, и потребителю доступны любые товары и услуги, были бы только интернет и деньги на счете. Это открыло дорогу стартапам, которые в Китае уже воспринимаются как обыденность, хотя все еще плохо представимы в других странах.

Например, сервисы проката автомобилей и велосипедов. Для них теперь не нужны специальные пункты выдачи и обслуживающие сотрудники. Велосипед (самые популярные сервисы Mobike и Ofo) можно взять в любом месте, где ты найдешь его (обычно они грудой свалены на дороге), и точно так же в любом месте его «вернуть» (именно поэтому и свалены). Достаточно настроить на смартфоне функцию геолокации, зарегистрироваться в приложении и с помощью мобильной системы перевести арендодателю залог и оплату. Да, в прошлом году появились сообщения о скором банкротстве Ofo – компания тратила огромные деньги на поддержание своего велопарка, поскольку у велосипедов массово отламывали GPS-треккеры и угоняли. Но компания Mobike, изначально вложившаяся в более качественные велосипеды с намертво впаянным GPS-модулем, вполне себе процветает.

Хотя у специализирующейся на байкшеринге (прокате велосипедов) компании Ofo в последнее время дела идут не очень хорошо, в целом этот вид бизнеса в Китае приносит большие деньги

Chen Sanhu/Imaginechina/AFP/East News

Стартаперы пошли дальше, и теперь с помощью той же схемы можно взять на прокат пауэр-бэнк (ящички с ними стоят повсеместно) и даже баскетбольный мяч. Цена за прокат минимальна, гарантией возврата является залог, который удерживается – опять же с мобильных устройств – с твоего счета в WeChat Pay. Китайская сеть кофеен Luckin Coffee, основанная всего полтора года назад, задумала обогнать по объемам Starbucks и продает свой кофе исключительно через приложение с огромными скидками. Естественно, все сугубо безналично. Кофе можно забрать самому или получить с курьером.

Живущий в Китае Артем Жданов, основатель сайта «Это Китай, детка», говорит, что в его телефоне всего несколько приложений, но больше и не надо, потому что все они многофункциональные и позволяют решать множество задач. Помимо WeChat это Didi – сервис по вызову такси и покупке билетов на междугородный транспорт, Meituan Waimai – универсальное приложение для заказа всего, что касается еды и продуктов, Hema Xiansheng – приложение сети инновационных супермаркетов, основанных корпорацией Alibaba. Оно на основе твоих предыдущих заказов подсказывает, что тебе хочется в этот раз. Покупки доставляются в течение часа в радиусе 3 км бесплатно. В России, говорит Артем, приходится устанавливать намного больше приложений и, решая бытовые вопросы, перескакивать из одного в другое.

Человеку, привыкшему к китайским реалиям, это кажется жутко неудобным. Многие экспаты, пожившие в КНР, мечтают о внедрении китайского опыта у себя на родине. А Tencent и Alibaba мечтают о мировом господстве и, прямо скажем, планомерно к нему движутся.

Оплата через китайские мобильные приложения возникает везде, где появляются китайские туристы. Причем речь идет не только о серых схемах перевода денег с одного WeChat-кошелька, привязанного к китайскому банку, на другой, что выводит транзакции из-под контроля национальных финансовых служб и ничего не дает бюджету. В прошлом году Россия стала 17‑й страной в мире, где официально заработал WeChat Pay (по состоянию на конец года всего таких государств 49). Уже четыре отечественных банка заключили соглашения с WeChat и установили соответствующее программное обеспечение в торговых точках, что позволяет получать оплату от китайских клиентов прямиком на счета в российских банках. С ноября аналогичные услуги стал предоставлять российский сервис «Яндекс.Касса». Возможность оплачивать покупки через WeChat появилась, например, в duty-free в Шереметьево. И это значит, что китайские туристы будут оставлять в России больше денег. Ведь к наличным китайцы уже не вернутся. Отказаться от скорости и комфорта, которые дают мобильные платежи, похоже, просто невозможно.

Однако у этого есть и оборотная сторона. За свое удобство пользователи расплачиваются приватностью. Alibaba и Tencent знают о вас всё: что и когда вы покупали, какими товарами интересовались, с кем вы общаетесь, где вы бываете, какие фотографии лайкаете. Сторонники технического прогресса скажут, что благодаря анализу пользовательских данных компании легче будет подобрать вам подходящую контекстную рекламу. Всё для вашего удобства, как и положено в прекрасном, дивном мире будущего. Однако очевидно, что те же самые данные можно использовать и для других целей.

Продолжение следует.

Самое читаемое
Exit mobile version