В частности, речь шла о подготовке к возможному удару «по территориям, где находятся центры принятия решений о применении угрожающих нам ракетных комплексов».
Другой новостью, возможно, тянущей на небольшую сенсацию, стало анонсирование довольно масштабных планов пополнения флота. В общей сложности Владимир Путин пообещал постройку 21 надводного корабля дальней морской зоны, пять из которых будут заложены в ближайшее время, и еще 16 должны ввести в строй до 2027 года.
С учетом того, что кораблями дальней морской зоны в отечественной практике именуются фрегаты, речь идет о серьезнейшем увеличении темпов постройки кораблей этого класса: так, в рамках Госпрограммы вооружений (ГПВ) 2011–2020 гг. флот до сих пор получил лишь четыре фрегата, и ожидается, что в этом году получит еще один.
Если говорить о конкретных проектах, то выбор в целом невелик. Это фрегаты проекта 22350, их развитие – проект 22350М и, наконец, вплотную приблизившиеся к ним по размерам и цене корветы проекта 20386. Кроме того, если будет принято такое решение, могут строиться и новые фрегаты проекта 11356, для которого вроде бы, наконец, нашли замену энергетической установке украинского производства. Однако данный проект в исходном виде уже не слишком соответствует требованиям современной морской войны и нуждается в модернизации по вооружению и оборудованию, а три названных выше для строительства в указанных объемах требуют серьезного перевооружения Северной верфи (или организации постройки на других верфях, что тоже требует немалых вложений в их совершенствование).
Здесь мы подходим к моменту, который до сих пор редко кем проговаривается достаточно отчетливо. Немалые вложения, сделанные в российское машиностроение в предыдущие полтора десятка лет, недостаточны для перехода к крупносерийному строительству вооружений нового поколения, без которого уже к середине 2030х мы вновь окажемся с устаревшими арсеналами.
Кораблестроение – лишь один из примеров, и наиболее яркий, учитывая длительность производственного цикла и капиталоемкость отрасли. Те же проблемы существуют в авиапроме, в производстве высокоточного оружия, бронетехники и в других сферах, хотя и в различных масштабах и пропорциях.
Российское руководство при этом неоднократно подчеркивало, что не намеревается снова втягиваться в гонку вооружений, обходясь относительно небольшими военными расходами, однако в перспективе это грозит цугцвангом и необходимостью новых срочных и очень масштабных затрат.
Естественными ходами в этих условиях выглядит максимальное использование новых военных производств, в том числе для выпуска гражданской продукции, а также улучшение ситуации с экспортом вооружений и военной техники. В обоих случаях имеются свои проблемы – внутренний российский рынок гражданского машиностроения недостаточно емок для сбыта современной продукции в нужных для коммерческой выгоды масштабах, а завоевание внешних рынков, что военных, что гражданских, осложняется в условиях западных санкций.
Однако в отсутствие дополнительных каналов сбыта расходы на новые военные производства, а затем и на серийные закупки современных вооружений и военной техники обернутся тем самым «втягиванием в гонку вооружений», пусть и в намного меньших масштабах, чем в годы холодной войны, но и удельный вес отечественной экономики в мировом масштабе тоже заметно сократился. Чтобы исправить эту ситуацию, требуется серьезный скачок, причем не столько научно-технический, сколько организационный.
Относительно благополучно в этих условиях пока что выглядят только производства систем противовоздушной/противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Им всегда уделялось особое внимание, и необходимые вложения для перехода на серийное производство техники нового поколения по большей части уже сделаны, а сама эта техника либо находится в серии, либо на завершающей стадии подготовки к ней. При этом техника и вооружение ПВО остаются одной из основных статей российского военного экспорта.
Но эта история успеха слишком узконишевая, чтобы с ее помощью можно было вытянуть всю российскую оборонку, которую, на минуточку, рассматривают (и справедливо) как локомотив российского хайтека в целом. В способности отечественных инженеров совершать технические чудеса сомнений нет. Ждем чудес от управленцев и политиков.