Профиль

Паническая атака на магазины

После того как евро перешагнул психологически важную отметку в 100 рублей, полки магазинов в Москве начали стремительно пустеть. Россияне бросились скупать валюту, электронику, бытовую технику. Массовую панику не остановило даже заметное укрепление рубля по отношению к обеим валютам. Как Москва переживает бум потребительской активности, в репортаже «Профиля».

©

По старым ценам

В ЦУМе и ГУМе по-будничному пустынно. Праздничные витрины напоминают: скоро Новый год, о котором, кажется, все забыли. Скопление людей только у двух магазинов: Hermes и Sublime by Bosco. Люди толпятся перед закрытыми дверьми, швейцар запускает внутрь строго по одному. Заинтригованные, мы спрашиваем, почему за люксовыми часами очередь, как за колбасой.

Среди самого «горячего» — вся продукция Apple. Производитель уже поднял цены (20%) на iPhone 6 в конце ноября, в ближайшие дни ожидается вторая волна подорожания. Но российские розничные сети увеличивают ценник еще до официальной отмашки, чтобы избежать наплыва перекупщиков: они приобретают товары по старым ценам и перепродают их с наценкой в несколько десятков процентов. В «М.Видео» на юге Москвы iPhone 6 вообще не найти: в понедельник цена на модель с памятью 128 Гб взлетела до трудновообразимых 80 тысяч рублей. Несмотря на это, за два дня после резкого падения рубля и их смели с полок магазина подчистую.

В «Медиа-Маркете» того же торгового центра у касс ажиотажа нет. Но на вопрос, можно ли посмотреть другую модель холодильника, консультант советует «брать что есть». «На складах почти пусто. Холодильников нет, плиты берут даже с витрин, дефектные», — рассказывает он. Пару дней назад последнюю модель iPhone с памятью 32 Гб можно было купить за 32 тыс. рублей, сегодня осталось несколько штук по 50 тыс. рублей. «Цены уже выросли и еще будут расти, но никого это не смущает. Перед Новым годом у нас в залах обычно не пройти — все заставлено товаром, а сейчас уже почти все вынесли». В магазине надеются на новые поставки, но когда они будут и по каким ценам — неизвестно.

Создается впечатление, что паникует прежде всего молодежь, — те, кто не застал 98-й, а в 2008-м еще не понимал смысл происходящего. «У меня чайник сломался вчера, пришла купить новый, а здесь очередь такая. Люди совсем с ума посходили. Мы такое два раза уже переживали, и каждый раз дефицит из-за таких вот паникеров случался», — жалуется женщина за 70 с электрическим чайником под мышкой.

Еда и валюта еще есть

Впрочем, не все магазины ощутили на себе бум панической активности. В Adidas до Нового года действует скидка 50% на весь ассортимент, но никаких признаков «черной пятницы» мы не наблюдаем: по магазину спокойно гуляет несколько человек. «Цены уже поднялись процентов на 20, но сейчас действительно хорошие скидки. В начале января завезут новую партию, и сколько будут стоить эти кроссовки в 2015-м, я даже не могу предположить», — откровенничает консультант Adidas. В остальных магазинах одежды и обуви похожая ситуация. «Люди привыкли, что перед Новым годом всегда скидки и большой завоз товара, поэтому не спешат. К тому же вещи — не еда, без лишней пары спортивных брюк выжить можно», — рассуждает наш собеседник.

С едой, как ни странно, тоже все спокойно: в большом «Ашане» на юге Москвы в вечерний прайм-тайм у касс относительно свободно. На полках даже есть гречка.

Сообщения о том, что в Москве массово закрываются обменники из-за нехватки валюты, в «окошке» ЦУМа опровергли. «Можете менять, сколько хотите, ограничений нет. Курс сегодня (17 декабря) хороший, не то, что вчера. Люди приходят, но очередей у меня здесь не было», — рассказывает операционист в ЦУМе. Кстати, в тамошние обменники предусмотрительно закупили пятизначные табло на случай, если евро все-таки зафиксируется на отметке «100» или выше. Жители спальных районов Москвы кажутся более напуганными: в 9.30 у дверей Московского кредитного банка, который начинает работу в 10 утра, очередь на 20 человек. «За долларами мы», — отвечают две женщины за 60 и пускаются в воспоминания о стабильности милого сердцу советского времени.

Самое читаемое
Exit mobile version