Проект сквозного идентификатора анонсировали весной прошлого года. Тогда СМИ сообщали, что переход планируется осуществить в 2019 году. Однако больше к этой теме власти не возвращаются. Можно предположить, что она утратила актуальность: сквозной идентификатор разрабатывали в рамках программы «Основные направления развития финансовых технологий на 2018–2020 годы», а в сентябре 2018 года правительство утвердило национальную программу «Цифровая экономика», которая определила другие приоритеты и сроки.
Пресс-служба Минкомсвязи на запрос «Профиля» комментарий о судьбе сквозного идентификатора не представила. Тем временем другие министерства и ведомства активно работают над выполнением новой программы. В частности, Минтруд осенью прошлого года представил законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде)». Переход на «электронные трудовые книжки» готовится в рамках реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды». Закон, как ожидается, вступит в силу в 2020 году.
А Пенсионный фонд России объявил, что СНИЛС с 1 апреля переведен в электронный формат и пластиковые карточки больше выдаваться не будут. В ПФР заверили, что принципиальных перемен не произошло – информация о лицевых счетах граждан, равно как и сама информация на этих счетах, давно агрегируется и хранится в электронном виде.
Со своей стороны, МВД планирует начиная с 2021 года выдавать электронные паспорта – пластиковые карты с электронным чипом. Они придут на смену привычным бумажным, а кроме того, будут содержать информацию о других документах – водительских правах, СНИЛС и т. п. В повестке дня и создание единого реестра данных всех граждан РФ. Стоит напомнить, что задача по электронным паспортам впервые была поставлена в 2013 году. Первоначально хотели начать переход на новые документы в 2016‑м, но сроки перенесли. Официальная версия – ликвидация Федеральной миграционной службы как самостоятельного ведомства.
Центральный банк в конце марта рассказал о планах создания цифрового профиля и аналитической платформы, которые являются одним из ключевых компонентов национальной системы управления данными. В тестовом режиме инфраструктура должна заработать в конце текущего года. За 3 года предстоит создать полноценную систему идентификации и аутентификации. Цель ее – обеспечить безопасный обмен информацией между госорганами, гражданами и организациями.
Свою лепту готов внести и бизнес. В частности, оператор сотовой связи Tele2 недавно предложил внедрить технологию Mobile ID, аналогичную той, которая применяется более чем в 30 странах. Речь о SIM-карте с электронно-цифровой подписью владельца смартфона. Такой «мобильный паспорт» позволит проходить идентификацию в онлайн-сервисах и получать услуги, производить транзакции без предъявления других документов.
Какой из электронных документов, вводимых в ближайшие годы в обращение, в конечном счете получит статус сквозного идентификатора, сказать сложно. Между тем этот инструмент необходим, что доказывает опыт других стран. Например, в США все граждане, резиденты и люди, имеющие разрешение на работу, получают карту с 9‑значным номером социального страхования (Social Security number). Без SSN нельзя официально трудоустроиться, его требуют при открытии счета в банке, операциях с недвижимостью, получении медицинской помощи и т. п.
Есть пример Индии, где биометрическую карту с 12-значным номером (Aadhaar) за последние 10 лет получили более 1,1 млрд человек. Она включает всю информацию о гражданине – налогоплательщике, избирателе, о газовой и продовольственной картаз а также номер мобильного телефона.
Россиянам об удобстве цифровых документов пока остается мечтать. «На досуге я попытался посчитать, сколько идентификационных номеров на меня «навешано» различными государственными структурами и организациями. Оказалось, порядка десятка, от таких глобальных, как номер паспорта и ИНН, до номера медицинской карты в районной поликлинике», – говорит директор компетенций цифровой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова Сергей Безделов.
Вся эта информация, содержащаяся в них, предназначена для одного и того же – идентифицировать человека. Фактически документы дублируют друг друга, они неудобны в обращении. Всегда есть риск их забыть дома, потерять на улице, наконец, испортить. Результат – отказ в предоставлении услуги.
«Внедрение сквозного идентификатора, безусловно, положительно скажется на качестве государственных услуг, позволив объединить разнородные ведомственные базы данных в единую систему и автоматизировать промежуточные звенья, связанные со сбором и перемещением документов между различными инстанциями», – убежден Сергей Безделов. В США и многих странах Евросоюза реформу в этой сфере уже провели, осуществив переход на единый номер социального страхования или на идентификатор налогоплательщика, напомнил он.
Как любая глобальная перестройка систем управления, введение сквозного идентификатора потребует временных и материальных издержек для формирования соответствующей инфраструктуры и культуры пользования. Часть пути в этом направлении пройдена – в России создана единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), на базе которой функционирует портал госуслуг. Но форсировать события не стоит, считает Сергей Безделов. Он сторонник поэтапного отказа от избыточных ведомственных идентификаторов и перехода на единый номер.
Директор Европейской школы бизнеса и финансов (ESBF) Олег Филиппов назвал «Профилю» другие причины, почему в правительстве могли охладеть к планам внедрения сквозного идентификатора. «Я не верю в реализацию данного проекта ни в 2019‑м, ни в 2020 году. Потому что процесс предполагает длительные межведомственные согласования, формирование законодательной базы, а также заполнение данных по каждому гражданину России и всем работающим у нас иностранцам», – пояснил он.
При этом Филиппов не исключает, что сам программный продукт уже существует как минимум в бета-версии и вполне вероятно, что где-то тестируется. Но одно дело эксперимент, а другое – полномасштабное применение новой технологии.
В сквозном идентификаторе объективно заинтересована Федеральная налоговая служба, уверен Филиппов. Для нее важно объединить информацию об одном человеке в одном номере. «Это как ИНН для организации. В одном номере вся информация об организации в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, судебных инстанциях, банках и т. д. ИНН – своего рода ссылка, нажав на которую, попадаешь в различные сервисы», – заметил собеседник «Профиля».
В настоящее время в мире больше 3,5 млрд человек имеют электронные идентификационные документы в той или иной форме. Обычно граждане получают сквозной номер, который первоначально объединяет информацию о них в различных государственных структурах: МВД, Пенсионном фонде, налоговой службе, реестре имущества, напоминает заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков. Следующий шаг – включение сведений частных компаний, например, работодателей или банков.
Сейчас во многих странах идет построение национальных систем, которые окончательно свяжут все документы гражданина – от свидетельства о рождении до водительских прав и реестра имущества. А Евросоюз, Великобритания и США работают над созданием универсального формата, который позволит трансграничную передачу информации о каждом человеке. Россия тоже движется в этом направлении, и в ближайшие годы, несомненно, появится единый для всех госорганов идентификатор гражданина.
Правда, остается открытым вопрос, что делать, если после перехода на облачное хранилище персональных данных произойдет технический сбой либо кто-то внутри системы начнет за деньги или по какой-то иной причине манипулировать информацией. Поэтому, считает Евгений Ицаков, необходимо серьезно проработать вопросы логирования всех изменений, исключить риски изменения логов, предусмотреть систему валидации запросов на предоставление этой информации.