Профиль

Почему в России буксует проект перехода на сквозной идентификатор

©Shutterstock/Fotodom

Проект сквозного идентификатора анонсировали весной прошлого года. Тогда СМИ сообщали, что переход планируется осуществить в 2019 году. Однако больше к этой теме власти не возвращаются. Можно предположить, что она утратила актуальность: сквозной идентификатор разрабатывали в рамках программы «Основные направления развития финансовых технологий на 2018–2020 годы», а в сентябре 2018 года правительство утвердило национальную программу «Цифровая экономика», которая определила другие приоритеты и сроки.

Пресс-служба Минкомсвязи на запрос «Профиля» комментарий о судьбе сквозного идентификатора не представила. Тем временем другие министерства и ведомства активно работают над выполнением новой программы. В частности, Минтруд осенью прошлого года представил законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде)». Переход на «электронные трудовые книжки» готовится в рамках реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды». Закон, как ожидается, вступит в силу в 2020 году.

А Пенсионный фонд России объявил, что СНИЛС с 1 апреля переведен в электронный формат и пластиковые карточки больше выдаваться не будут. В ПФР заверили, что принципиальных перемен не произошло – информация о лицевых счетах граждан, равно как и сама информация на этих счетах, давно агрегируется и хранится в электронном виде.

Со своей стороны, МВД планирует начиная с 2021 года выдавать электронные паспорта – пластиковые карты с электронным чипом. Они придут на смену привычным бумажным, а кроме того, будут содержать информацию о других документах – водительских правах, СНИЛС и т. п. В повестке дня и создание единого реестра данных всех граждан РФ. Стоит напомнить, что задача по электронным паспортам впервые была поставлена в 2013 году. Первоначально хотели начать переход на новые документы в 2016‑м, но сроки перенесли. Официальная версия – ликвидация Федеральной миграционной службы как самостоятельного ведомства.

Центральный банк в конце марта рассказал о планах создания цифрового профиля и аналитической платформы, которые являются одним из ключевых компонентов национальной системы управления данными. В тестовом режиме инфраструктура должна заработать в конце текущего года. За 3 года предстоит создать полноценную систему идентификации и аутентификации. Цель ее – обеспечить безопасный обмен информацией между госорганами, гражданами и организациями.

Свою лепту готов внести и бизнес. В частности, оператор сотовой связи Tele2 недавно предложил внедрить технологию Mobile ID, аналогичную той, которая применяется более чем в 30 странах. Речь о SIM-карте с электронно-цифровой подписью владельца смартфона. Такой «мобильный паспорт» позволит проходить идентификацию в онлайн-сервисах и получать услуги, производить транзакции без предъявления других документов.

Какой из электронных документов, вводимых в ближайшие годы в обращение, в конечном счете получит статус сквозного идентификатора, сказать сложно. Между тем этот инструмент необходим, что доказывает опыт других стран. Например, в США все граждане, резиденты и люди, имеющие разрешение на работу, получают карту с 9‑значным номером социального страхования (Social Security number). Без SSN нельзя официально трудоустроиться, его требуют при открытии счета в банке, операциях с недвижимостью, получении медицинской помощи и т. п.

Есть пример Индии, где биометрическую карту с 12-значным номером (Aadhaar) за последние 10 лет получили более 1,1 млрд человек. Она включает всю информацию о гражданине – налогоплательщике, избирателе, о газовой и продовольственной картаз а также номер мобильного телефона.

Россиянам об удобстве цифровых документов пока остается мечтать. «На досуге я попытался посчитать, сколько идентификационных номеров на меня «навешано» различными государственными структурами и организациями. Оказалось, порядка десятка, от таких глобальных, как номер паспорта и ИНН, до номера медицинской карты в районной поликлинике», – говорит директор компетенций цифровой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова Сергей Безделов.

Вся эта информация, содержащаяся в них, предназначена для одного и того же – идентифицировать человека. Фактически документы дублируют друг друга, они неудобны в обращении. Всегда есть риск их забыть дома, потерять на улице, наконец, испортить. Результат – отказ в предоставлении услуги.

«Внедрение сквозного идентификатора, безусловно, положительно скажется на качестве государственных услуг, позволив объединить разнородные ведомственные базы данных в единую систему и автоматизировать промежуточные звенья, связанные со сбором и перемещением документов между различными инстанциями», – убежден Сергей Безделов. В США и многих странах Евросоюза реформу в этой сфере уже провели, осуществив переход на единый номер социального страхования или на идентификатор налогоплательщика, напомнил он.

Как любая глобальная перестройка систем управления, введение сквозного идентификатора потребует временных и материальных издержек для формирования соответствующей инфраструктуры и культуры пользования. Часть пути в этом направлении пройдена – в России создана единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), на базе которой функционирует портал госуслуг. Но форсировать события не стоит, считает Сергей Безделов. Он сторонник поэтапного отказа от избыточных ведомственных идентификаторов и перехода на единый номер.

Директор Европейской школы бизнеса и финансов (ESBF) Олег Филиппов назвал «Профилю» другие причины, почему в правительстве могли охладеть к планам внедрения сквозного идентификатора. «Я не верю в реализацию данного проекта ни в 2019‑м, ни в 2020 году. Потому что процесс предполагает длительные межведомственные согласования, формирование законодательной базы, а также заполнение данных по каждому гражданину России и всем работающим у нас иностранцам», – пояснил он.

При этом Филиппов не исключает, что сам программный продукт уже существует как минимум в бета-версии и вполне вероятно, что где-то тестируется. Но одно дело эксперимент, а другое – полномасштабное применение новой технологии.

В сквозном идентификаторе объективно заинтересована Федеральная налоговая служба, уверен Филиппов. Для нее важно объединить информацию об одном человеке в одном номере. «Это как ИНН для организации. В одном номере вся информация об организации в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, судебных инстанциях, банках и т. д. ИНН – своего рода ссылка, нажав на которую, попадаешь в различные сервисы», – заметил собеседник «Профиля».

В настоящее время в мире больше 3,5 млрд человек имеют электронные идентификационные документы в той или иной форме. Обычно граждане получают сквозной номер, который первоначально объединяет информацию о них в различных государственных структурах: МВД, Пенсионном фонде, налоговой службе, реестре имущества, напоминает заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков. Следующий шаг – включение сведений частных компаний, например, работодателей или банков.

Сейчас во многих странах идет построение национальных систем, которые окончательно свяжут все документы гражданина – от свидетельства о рождении до водительских прав и реестра имущества. А Евросоюз, Великобритания и США работают над созданием универсального формата, который позволит трансграничную передачу информации о каждом человеке. Россия тоже движется в этом направлении, и в ближайшие годы, несомненно, появится единый для всех госорганов идентификатор гражданина.

Правда, остается открытым вопрос, что делать, если после перехода на облачное хранилище персональных данных произойдет технический сбой либо кто-то внутри системы начнет за деньги или по какой-то иной причине манипулировать информацией. Поэтому, считает Евгений Ицаков, необходимо серьезно проработать вопросы логирования всех изменений, исключить риски изменения логов, предусмотреть систему валидации запросов на предоставление этой информации.

Самое читаемое
Exit mobile version