Когда 17 сентября 2008 года президент России Дмитрий Медведев и его коллеги из на тот момент только что признанных нашей страной Абхазии и Южной Осетии подписывали в Георгиевском зале Кремля договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, едва ли кто-то из них предполагал, что «исторические» соглашения устареют так быстро, что уже к концу 2014 года будут нуждаться в замене.
Союз и интеграция вместо дружбы и сотрудничества
Тем не менее спустя всего месяц после шестилетия подписания первого российско-абхазского договора абхазские депутаты получили на руки проект второго.
Новый договор как бы повышает ранг сотрудничества РФ с Абхазией: вместо дружбы и взаимной помощи речь на этот раз идет о сотрудничестве и интеграции. В преамбуле нового договора есть ссылка на действующий документ, который договаривающиеся стороны «высоко оценивают». Стороны также исходят из «необходимости сохранения государственного суверенитета Республики Абхазия, надежного обеспечения ее территориальной целостности и независимости». Если эти параграфы не подвергнутся правке, такая формулировка положит конец спекуляциям о возможном распространении опыта присоединения Крыма на признанные Россией в 2008 году Абхазию и Южную Осетию.
Проект договора о союзничестве и интеграции можно рассматривать как логическое продолжение действующего договора: здесь, например, существенно развиты и конкретизированы принципиальные договоренности шестилетней давности, такие, как оборонительный союз, совместная охрана государственной границы, возможность двойного гражданства, таможенное взаимодействие, социальное и гуманитарное сотрудничество. Строго говоря, 31-я статья действующего договора прямо предусматривает возможность заключения новых договоров и соглашений, а также создания специальных координирующих органов.
Если завтра война
С другой стороны, некоторые положения проекта предполагают довольно радикальное изменение статуса Абхазии в отношениях с РФ. Прежде всего бросается в глаза блок, касающийся оборонительного сотрудничества. Россия и Абхазия продолжат формировать общее пространство обороны и безопасности и будут считать агрессию против любой из договаривающихся сторон агрессией, направленной против обеих.
Это, собственно, повтор нормы 2008 года. Но статья 5 проекта предполагает создание объединенной группировки войск Вооруженных сил России и вооруженных сил Абхазии под управлением Объединенного командования и с общей инфраструктурой. Группировку предполагается создать не позднее чем через год после подписания соглашения. Командование группировки будет назначаться уполномоченным органом РФ, то есть российским военным командованием.
Формат и численность группировки будут определены дополнительным соглашением, которое должно быть подписано не позднее чем через три месяца после базового договора. Но уже из формулировок проекта ясно, что новый режим взаимодействия позволит России снять любые ограничения на военное присутствие в Абхазии.
Изначально, сразу после признания Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, Россия намеревалась держать в обеих республиках не более 3600 солдат и офицеров. Однако уже к концу 2009 года речь шла о размещении в Абхазии около 3 тыс. солдат и офицеров российского Министерства обороны и около одной тысячи пограничников. Теперь же, после создания объединенной российско-абхазской группировки под российским командованием, Россия получит возможность свободно распоряжаться всей абхазской военной инфраструктурой, развивать ее в своих интересах и размещать там нужное с ее точки зрения количество войск.
С учетом осложнившихся взаимоотношений РФ с НАТО Россия явно заинтересована в сохранении и расширении своих военных возможностей к югу от Кавказского хребта, где она располагает базами в Абхазии, Южной Осетии и Армении. Проект договора с Абхазией говорит о том, что Минобороны РФ не намерено пренебрегать этой инфраструктурой.
У российских и абхазских вооруженных сил, к примеру, принципиально различны способы формирования: абхазская армия — это в основном армия резервистов. Но все проблемы совместимости предполагается решить в течение трех лет после подписания соглашения.
Чем купить лояльность
Высока вероятность, что в Абхазии, где почти все действующие политики остаются участниками грузино-абхазской войны 1992–1993 годов и придают фундаментальное значение абхазской победе в войне за независимость, пункты договора, фактически означающие переход абхазской армии под российское внешнее управление, будут встречены критически.
Но, во-первых, авторы проекта постараются сделать все для того, чтобы внешняя атрибутика абхазской военной славы пострадала в последнюю очередь. Во-вторых, большинство нынешнего абхазского парламента готово поддержать политический курс избранного в конце августа этого года президента Рауля Хаджимба, которого по праву считают одним из главных инициаторов нового договора. В-третьих, помимо сложных для абхазского восприятия пунктов в проекте есть несколько предложений, которые должны, наоборот, пройти на ура.
Речь, например, идет о смене формата сотрудничества в области охраны госграницы: российско-абхазскую границу на реке Псоу предполагается сделать максимально прозрачной, а силы и средства, задействованные до сих пор на ее охране, перенести на границу Абхазии с Грузией по реке Ингури. Проблема российско-абхазской границы с очередями на паспортном и таможенном контроле в течение всех лет, прошедших после российского признания абхазской независимости, оставалась серьезным раздражителем в двусторонних отношениях.
За российский счет
Социальные параграфы договора и вовсе выглядят как прорыв в «светлое завтра»: статьи 15 и 16 проекта предполагают повышение пенсий и зарплат бюджетников в Абхазии с учетом уровня соответствующих пенсий и зарплат в Южном федеральном округе Российской Федерации. Порядок софинансирования соответствующих бюджетных расходов за счет России также предстоит определить отдельными соглашениями не позднее чем через три месяца после подписания нового базового договора.
Эти предложения определенно будут встречены в Абхазии с большим энтузиазмом. Правда, затруднения могут возникнуть на российской стороне при прохождении необходимых согласований в российском Минфине.
В конце мая этого года, еще до начала массовых беспорядков в Абхазии, приведших к досрочной отставке законного президента республики Александра Анкваба, российский вице-премьер Александр Хлопонин предупреждал о трудностях, которые могут возникнуть в связи с сокращением возможностей российского бюджета.
Теперь, после смены власти, помощник российского президента Владислав Сурков уверенно говорит о новых увеличениях объемов российской финансовой помощи Абхазии — до 4 млрд руб. в 2015 году. Но смена президента в Абхазии, очевидно, повлиявшая на политическую конъюнктуру взаимоотношений двух стран, едва ли способна повлиять на макроэкономические обстоятельства, которые пока ставят российский бюджет в крайне щепетильное положение, отнюдь не подразумевающее возможности принимать на себя все новые дополнительные обязательства, тем более по отношению к зарубежным странам.
Увеличение помощи в 2015 году запланировано между тем и для Южной Осетии, где Россия 11 октября завершила реконструкцию стратегического Рокского туннеля.