Профиль

Украинцы сдались без единого выстрела

©

Казаки, в предшествующие дни сотнями съехавшиеся в Крым с юга России, чувствовали себя новыми хозяевами: некоторые установили палатки. На одном флагштоке развевался российский флаг. Разгневанная толпа прогнала американских репортеров из информационного агентства Reuters.

На площади собрались сотни жителей Феодосии, в основном пенсионеры. Они ругали Запад и соорудили небольшую баррикаду. На одном щите красными буквами было написано: «Крым против ЕС».

©Фото: Дмитрий Беляков

На тот момент гарнизон уже был окружен примерно двумя сотнями российских военнослужащих из элитных частей. У них не было знаков различия, и никто не отвечал на вопрос, откуда они пришли. Шесть колесных бронетранспортеров с пушками и тяжелыми пулеметами были выведены на позиции. Бывшая учительница купила красные гвоздики и отдала их одному из российских военных.

©Фото: Дмитрий Беляков

Из гарнизона возвращались женщины с тревожными лицам, которые приносили своим мужьям что-нибудь поесть. «Я не хочу быть вдовой», — сказала одна из них. В ту ночь казалось, что столкновение между украинскими и российским войсками — это только вопрос времени.

Причем не только в Феодосии, но и во всех остальных украинских казармах, на летных и морских базах. На аэродроме в Бельбеке украинцы 23 марта предприняли попытку прорвать оцепление. Российские подразделения остановили их выстрелами в воздух. Из 46 боевых самолетов Миг-29 в Бельбеке боеспособными на тот момент были только 5. В то время как Украина год от года сокращала свой военный бюджет, Путин после войны с Грузией в августе 2008 года распорядился перевооружить и модернизировать российскую армию.

Постепенно украинцы отказывались от сопротивления. Офицеры в Феодосии рассказывали о звонках из министерства обороны: дескать, нужно держаться, не сдаваться. Но приказа открыть огонь по русским так и не поступило. Новым властям в Киеве казалось, что российская армия слишком сильна, а собственная, несмотря на всю браваду пропаганды, слишком слаба. На тот момент, по информации аппарата украинского президента, принять бой были готовы только 6 000 из 41 000 военнослужащих украинских сухопутных сил.

©Фото: Дмитрий Беляков

В ночь на 24 марта начался штурм гарнизона в Феодосии. Четыре российских вертолета высадил воздушный десант. Украинцы сдались без единого выстрела. Кто-то из солдат и офицеров покинул Крым и живет сегодня на Украине, кто-то перешел на сторону России. И так было везде.

По сведениям украинского министерства обороны, к российским вооруженным силам примкнуло около половины из 19 000 крымских военнослужащих. В Феодосии они отдают честь перед российским флагом. Теперь они получают более высокий оклад, улучшилась и материальная база. Новехонькие бронемашины и пулеметы блестят на солнце.

©Фото: Дмитрий Беляков

«Часть украинских бронетранспортеров было выпущено еще до ввода российских войск в Афганистан. Сегодня царит совсем другая дисциплина, — говорит один из офицеров. — И у нас, наконец, появилась возможность нормально тренироваться на стрельбище. У Украины на это денег не было». Некоторые военные всегда надеялись, что Крым вернется в Россию. Кого-то до сих пор не покидает ощущение предательства. «Это выглядело так, как будто родители заставили тебя на ком-то жениться», — говорит один из них.

Сегодня на пляжах в Феодосии беженцы с Украины продают сок. По официальным данным, 30 000 человек, спасаясь от боев в Луганске и Донецке, бежали в Крым. Реальные цифры, вероятно, несколько выше.

©Фото: Дмитрий Беляков

В Крыму беженцы из охваченной боями восточной Украины усиливают чувство, что «мы вовремя успели спрятаться за спину Москвы». Наряду с надеждами на лучшую жизнь, это пока что самый большой козырь Путина.

Следующая остановка — наркоклиника в Симферополе.

Перевод: Владимир Широков

Самое читаемое
Exit mobile version