Профиль

Будущее с ограничениями

«Яндекс» похвастался достижениями на конференции YaC 2019, но оставил немало вопросов

«Сегодня я здесь главная», — сообщила «Яндекс.Алиса», открывая конференцию Yet another Conference (YaC) 2019. И в каком-то смысле оказалась права: именно голосовой ассистент и вообще голос как инструмент управления стал главной темой презентации «Яндекса». С «умной» техникой причин вставать с дивана стало меньше, да и времени можно сэкономить немало.

Аркадий Волож на Yet another Conference (YaC) 2019

©Yandex

Компания продолжает экспансию в сферах, где технологическому гиганту будто бы не место. Например, обещает привозить борщ, оливье и другие любимые россиянами блюда прямо из ресторанов за скромную цену. А также организовать потоки сетевого видео в телеэфир, избавляя от мук выбора, что посмотреть

«Профиль» разобрался, какие разработки «Яндекса» выглядят наиболее многообещающими, и есть ли у них слабые места.

На пути к сердцу пользователя

Бабушкины пирожки, борщ, оливье и сырники: представители «Яндекса» сразу зашли с козырей, вспомнив мудрость о пути к сердцу через желудок (что, очевидно, верно не только для мужчин). Самой «лакомой» премьерой YaC 2019 стала функция «облачных ресторанов», которая летом будет запущена в рамках существующих сервисов компании.

©Shutterstock/Fotodom
Логика простая: вместо того, чтобы питаться фастфудом или дешёвыми блюдами сомнительного качества, лучше заказать любимую еду в «облачном ресторане». Продукты соберут сотрудники «Яндекс.Шефа», «Такси» привезёт их в ресторан, а готовые блюда доставят курьеры «Еды». Стоимость обещают невысокую, в районе 250 рублей.

Как говорится, пожуём — увидим. Новый проект «Яндекса» развивает успешный опыт молодого сервиса «Яндекс.Еда». Ход с недорогими ресторанными блюдами может превратить компанию чуть ли не в монополиста на растущем рынке доставки еды. И дело не только в логистических ресурсах, но и активном применении алгоритмов, позволяющих оптимизировать процесс доставки блюд.

После «хлеба» компания предложила пользователям зрелища, анонсировав «Яндекс.Эфир» – платформу, аналогичную музыкальным стриминговым сервисам, только для видео: фильмов, сериалов, познавательных передач, шоу и видеоблогов. На основе пользовательских предпочтений (что чаще просматривается, какой контент оценивается положительно, какой отрицательно) алгоритмы будут выдавать наиболее подходящие предложения. Так что выбраться из «Эфира», вероятно, будет даже сложнее, чем

Чтобы забраться в «Эфир», достаточно иметь компьютер или смартфон с подключением к Сети. Просмотр на телеэкране возможен с помощью нового устройства: «Яндекс.Модуля» стоимостью 1990 рублей. Этот медиаплеер подключается к любому телевизору с разъёмом HDMI и обеспечивает пользователя всеми преимуществами нового сервиса. Управлять «Эфиром» можно со смартфона или через «Яндекс.Станцию» — умную колонку и по совместительству хаб для управления «умным домом». Она была представлена год назад на YaC 2018.

«Алиса» в доме чудес

Умная колонка Yandex

Yandex

Что же касается «умного дома» от «Яндекса», то на первый взгляд он мало чем отличается от зарубежных (в основном китайских) аналогов. Домашние приборы подключаются к Wi-Fi-точке, синхронизируются со смартфоном или «Яндекс.Станцией» и управляются дистанционно. Но «под капотом» спрятано немало изящных решений, которые могут сделать систему от «Яндекса» более привлекательной для пользователей.

Ключевое отличие — голосовой ассистент «Алиса», на котором будет завязано управление всей «умной» электроникой в доме. Разработчики утверждают, что больше не нужно искать пульты управления ТВ и кондиционером, выставлять таймер на приборах, чтобы работа была сделана к моменту прихода домой, и так далее. Достаточно попросить: «Алиса, включи чайник», и прибор с поддержкой технологий «Яндекса» послушается. Можно придумать целый сценарий: «Алиса, ухожу на работу», — и умный ассистент выключит ТВ, кондиционер, свет; сообщит погоду и время в пути; даже пожелает удачного дня.

В рамках проекта было представлено несколько фирменных новинок помимо упомянутого «Модуля»: умная розетка, лампочка и ИК-пульт для управления ТВ и кондиционером с помощью голоса. Все устройства уже доступны на фирменной торговой площадке «Беру!»: 1190 рублей за лампочку или розетку, 1390 — за пульт.

Интересно, что компания не стала зацикливаться на собственной экосистеме. С помощью платформы «Яндекс.Диалоги» (представлена год назад) любой разработчик электроники и техники для дома может внедрить поддержку «Алисы» и обеспечить удобное голосовое управление кофеваркой, стиральной машиной, микроволновкой, освещением — фактически, чем угодно. Многие крупные вендоры уже поддержали российскую компанию, в том числе Xiaomi, Samsung, Philips, Redmond. Вскоре список пополнится техникой брендов Bosch, Elari, Perenio IoT, SAPFIR, Z-Wave.

Таким образом, преимущество «умного дома» от «Яндекса» в модульности. Не нужно тратить большие деньги одномоментно. Для начала достаточно иметь смартфон с приложением «Яндекс» и хотя бы одно устройство с поддержкой «Алисы», будь то розетка, «Станция» или вовсе что-то от стороннего производителя. И затем пополнять набор «умной» техники по мере необходимости.

Вождение на любой вкус

Автолюбителям была посвящена отдельная часть конференции. Для начала им напомнили: запущенный в прошлом году каршеринг-сервис «Яндекс.Драйв» развивается семимильными шагами. Необязательно иметь личный автомобиль, чтобы комфортно перемещаться по городу: к услугам водителей 10 000 подключенных к сервису машин, начиная от недорогих Renault и заканчивая премиальными Porsche.

А генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож даже выехал на сцену на беспилотном автомобиле и заявил, что скоро такие начнут выбираться на дороги. Мол, водитель больше не будет докучать разговорами, шансоном и сигаретным дымом. А главное, уменьшится риск ДТП, ведь управлять машиной будет искусственный интеллект, который не страдает недосыпом и не пытается проскочить на красный свет.

Бортовой компьютер Яндекса

Yandex

Порадовали и автовладельцев: существенно расширилась функциональность системы «Яндекс.Авто». Она научилась подключаться к паркоматам и автоматически оплачивать парковку по окончании стоянки, а с помощью «Яндекс.Заправок» можно, не выходя из машины, платить за бензин. В местах со слабым сигналом GPS система рассчитывает положение авто на основе пройденного пути и угла поворота колёс. Если машину начнут эвакуировать или угонять, пользователь получит уведомление на смартфон.

С мобильного устройства также можно управлять некоторыми системами автомобиля. Прогреть двигатель до выхода из дома, заранее запустить кондиционер, открыть багажник или двери — пожалуйста, только попроси «Алису». Бортовой компьютер «Яндекс.Авто» можно установить в машину отдельно (см. список поддерживаемых моделей). Планируется, что в новых автомобилях поддержка технологии будет встроена уже на заводе.

Не все безоблачно в облачных технологиях

Складывается ощущение, что «Яндекс» проникает во все сферы нашей жизни. И покормит, и дома о тебе позаботится, и добраться из пункта А в пункт Б поможет на любом виде транспорта. Количество фирменных сервисов приблизилось к сотне и продолжает увеличиваться.

Тем не менее, к «Яндексу» есть вопросы. Самый важный: насколько «умному дому» или автомобилю можно доверять? О безопасности на презентации ничего не сказали, а ведь подобная техника — довольно уязвимое место для атак. Есть повод беспокоиться и за подключённый к Сети дом, и за автомобиль, данные о котором доступны со смартфона.

Есть и странные технические ограничения. Например, фирменная «умная» электроника для дома пока не может подключаться к сотовым сетям, а с Wi-Fi работает только в диапазоне 2,4 ГГц, который и так в большинстве случаев загружен смартфонами, ноутбуками и прочими устройствами. Не исключено, что «умный дом» не будет работать на 100%, поскольку банально не сможет подключиться к Сети.

Сама концепция голосового управления тоже выглядит отлично на презентациях, но в реальной жизни пока не слишком уверенно себя чувствует. С «Алисой», как и другими ассистентами, ещё нельзя разговаривать по-человечески. Всё равно надо помнить команды в довольно жёстких формулировках; громко говорить, чтобы микрофоны услышали; долго ждать, пока запрос обработается.

Иными словами, если за подобными технологиями — будущее, то оно явно пока не готово стать настоящим. В этом смысле монополизм «Яндекса», какой бы разносторонней и дружелюбной компания ни стремилась выглядеть, едва ли кому-то на руку. В отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, как известно, даже самые перспективные инновации не работают так, как должны и могли бы. А зарубежные поставщики аналогичных сервисов на российский рынок что-то не торопятся. По крайней мере, пока.

Самое читаемое
Exit mobile version