- Барьеров становится меньше
- Космос как сервис
- В поиске баланса
- Локальная специфика
- Частное и родное
- От спутников до колоний
Барьеров становится меньше
Частный космический рынок уже практически миллиардный: по данным Proficient Market Insights, он растет на 12% в год и с $933 млн в 2023-м поднимется до более чем $2 млрд к 2031-му. Более того, его все чаще называют заметным технологическим трендом. CBInsights, например, говорит об ощутимо растущей инвестиционной активности в этом сегменте: со снижением стоимости запуска 1 кг (до $500 в ближней перспективе, по данным аналитиков) окупаемость таких проектов станет выше. Соответственно, вырастет и число космических стартапов.
В ожидании чуда: какими прорывными технологиями будет отмечен наступивший год
«В целом сегодня меньше барьеров что-либо сделать в космосе, коммерциализация пусковых услуг стала опорой для роста, – рассказывает «Профилю» менеджер проектов QSpace Дмитрий Плохов. – Также сыграли роль колоссальный прогресс в электронике, оптике (появились недорогие, миниатюрные, надежные компоненты гражданского или промышленного класса, которые выдерживают работу в условиях космоса), а возникновение стандарта CubeSat – веха для аэрокосмической индустрии».
Эта тенденция – повышение экономической доступности запусков для все большего числа игроков рынка – приведет к унификации и стандартизации. «Стоит ожидать, что запуски в скором времени будут происходить по тем же бизнес-моделям, которые мы видим в авиации, когда у вас есть расписание регулярных рейсов и вы можете купить место на удобном для вас», – полагает Олег Мансуров, генеральный директор частной космической компании SR Space.
Что, кстати, становится проблемой для США, где за счет перевалившего далеко за сотню в 2024 году числа запусков начинает не хватать космодромов. По данным американских медиа, в обозримом будущем это может привести к существенным задержкам пусков, поэтому сейчас в Штатах активизируются проекты по расширению существующих и строительству новых пусковых площадок.
Этапы частной космонавтики
Первой значимой вехой в частной космонавтике можно назвать запуск американского телекоммуникационного спутника Telstar 1 в 1962 году. Он дал старт стандартной модели сотрудничества NASA с частными корпорациями, в данном случае Bell Labs (разработала спутник) и оператором AT&T (основной инвестор и пользователь).
Следующие значимые события приходятся уже на XXI век. В 2004 году состоялся первый пилотируемый полет на частном корабле SpaceShipOne, созданном компанией Scaled Composites LLC. Это был суборбитальный самолет, который едва преодолел границу Земли и космоса (линию Кармана – чуть выше 100 км).
Очередной революционер – SpaceX. Компания не только создала работающую полностью частную (насколько это возможно) бизнес-модель, но также в ее рамках отправила человека к МКС и на орбиту (полет космических туристов Polaris Dawn в 2024 году). В плане туризма нельзя не отметить также Virgin Galactic и Blue Origin, которые поставили на поток развлекательные полеты к границе космоса.
Космос как сервис
Чем же занимаются частники сегодня, чтобы сделать космический бизнес прибыльным? Отчасти это, безусловно, госконтракты, но их временно оставим в стороне. К ключевым сегментам космического бизнеса, где чаще встречаются частные контракты без госучастия, можно отнести вывод спутников на орбиту (в интересах частных компаний), туризм и обеспечение различного рода связи.
От орбиты до орбиты: рекорды, надежды и неудачи мировой космонавтики в 2024 году
Исследовательские проекты в большинстве случаев остаются прерогативой государств, поскольку требуют миллиардных вложений и обладают минимальной финансовой окупаемостью. Но и здесь встречаются исключения, последнее – тоже в начале января. SpaceX отправила в полет два лунных модуля – Blue Ghost и Resilience, оба разработаны частными компаниями – Firefly Aerospace (правда, в рамках научной программы NASA) и ispace (Япония).
Принципиально новых бизнес-моделей, полагают эксперты, в связи с развитием частного космоса не появится. Скорее, существующие будут трансформироваться, адаптируясь под новые реалии.
«Не исключено, что скоро мы сможем размещать рекламу в космосе или перенесем туда шеринговую экономику, – размышляет генеральный директор компании «Спутникс» Владислав Иваненко. – Тогда мы будем делить ресурс космических аппаратов не только между корпорациями или государствами, но и между простыми потребителями, например фермерами и лесниками».
Дмитрий Плохов тоже полагает, что бизнес будет заходить в космос с уже проверенными на Земле подходами. «Модели Satellite-as-a-Service, Constellation-as-a-Service (соответственно, спутник и группировка как услуга) и т. д. кажутся новыми, но, по сути, это все вариации давно опробованной модели «инфраструктура как услуга», только инфраструктура теперь космическая», – добавляет он.
В поиске баланса
Развитие бизнес-моделей активно идет: частный капитал уже преобладает в мировой космической отрасли, что показывает мировая статистика. «Частные компании стали лидерами во многих сегментах, – подтверждает Олег Мансуров. – Порядка 75% всех организаций являются частными». Но при этом государство остается основным инвестором в развитие науки и технологий, особенно на ранних стадиях, напоминает эксперт.
Иными словами, сбрасывать государственные инициативы со счетов было бы недальновидно. Контракты в рамках национальных грантов или по запросам правительств, включая военные, по-прежнему составляют миллионы долларов (хотя статистики нет из-за закрытости). В дальнейшем государство и частники должны будут прийти к балансу так же, как это происходило в других сферах деятельности.
Владислав Иваненко, например, напоминает, что космос – такая же среда, как земля, вода и воздух. Постепенно человек осваивал их для обитания, и теперь никого не смущают частные машины, корабли или самолеты. Так будет и с космосом, прогнозирует эксперт: «Постепенно частные компании будут осваивать наиболее простые и экономически понятные вещи: создание спутников, систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), обеспечение связи, доставка грузов, обслуживание на орбите и т. п. Государства же сосредоточатся на более стратегических направлениях, таких как оборона и фундаментальные исследования, где частник работать не сможет. Таким образом частный и государственный сектора найдут баланс и синергию в развитии и использовании космоса».
Технологии на перспективу
С ростом частного сектора ожидается развитие и связанных с космосом технологий. «В сегменте космонавтики это будут двигатели, системы жизнеобеспечения, стойкость электроники, робототехника и системы связи, – полагает Владислав Иваненко («Спутникс»). – В сфере использования космоса – серийное массовое производство аппаратов, системы автоматического маневрирования, сведение с орбиты и очистка космического мусора».
Олег Мансуров (SR Space) отмечает, что развиваться будет все, что связано с многоразовостью ракет-носителей, возможностью починки, заправки и утилизации космических аппаратов, оперативным и повсеместным дистанционным зондированием и связью.
Дмитрий Плохов (QSpace) проводит параллели с водными и авиаперевозками между континентами. «Как происходило развитие там: упрощение, стандартизация процедур и операций, повышение надежности, технологии быстрого обслуживания, – объясняет он. – Та же схема допустима для развития космических перевозок грузов: универсальный контейнер, многоразовый транспортный корабль, системы сервисной поддержки – спутники, роботы, платформы».
Локальная специфика
Баланс между государством и частным сектором, само собой, будет определяться регуляторами, как это происходит во всех сферах. В Штатах, совершивших наибольшее число запусков за последние годы (и тенденция в обозримом будущем сохранится), многое может измениться уже в нынешнем году. Этому поспособствует назначение Илона Маска одним из руководителей нового Департамента эффективности государственного управления США – предприниматель известен как бескомпромиссный противник бюрократических препятствий.
Илон Маск и Дональд Трамп перед шестым испытательным полетом ракеты SpaceX Starship, 19 ноября 2024
Brandon Bell/AP/TASSОлег Мансуров утверждает, что чаще всего в мире проблемы освоения космоса носят именно бюрократический характер. Например, в Европе отрасль сильно зарегулирована. Для России эксперт делает иной акцент – отсутствие длинных и дешевых денег: «Существует проблема с финансированием космических проектов, это связано и с дорогими кредитами, и с отсутствием венчурного капитала в больших объемах».
Имиджевый носитель: космической отрасли предложили заработать на снимках с орбиты и рекламе
Указанная проблема прорабатывалась на высшем уровне. Летом 2024 года вступил в силу закон, устанавливающий новые возможности для государственно-частных партнерств в космическом секторе. Частные организации теперь могут при определенных условиях владеть объектами космической инфраструктуры. Помимо этого, были введены налоговые льготы на проведение НИОКР, актуальные в том числе для космической отрасли.
Еще одна из потенциальных проблем кроется в подготовке кадров, о чем рассказывает Дмитрий Плохов: «Российских космических инженеров обучают и воспитывают в традиции «любая ошибка – это крах» независимо от того, запускаем ли мы человека в космос или делаем прототип очередного прибора». В первом случае такой подход к тщательной отработке рисков более чем оправдан, поскольку безопасность людей превыше всего. «Но для большинства остальных разработок он может мешать, заставляя фокусироваться на процессе разработки, процедурах тестирования, а не на результате», – заключает эксперт.
В качестве альтернативы можно привести ту же SpaceX, где взрыв ракеты в подавляющем большинстве случаев не считается ошибкой. Эти редкие события даже комментируются соответствующе, в ироничном ключе: «быстрая внеплановая разборка». И хотя такие «разборки» в начале пути корпорации чуть не привели к ее краху, инженеры их не боятся – наоборот, делают выводы, переделывают механизмы и запускают, запускают, запускают новые ракеты. Больше потерь на тестах – меньше провалов ответственных миссий.
Частное и родное
Ландшафт российской частной космонавтики насчитывает уже десятки компаний и стартапов. Самые заметные из них преимущественно связаны со спутниками («Спутникс», ОКБ «Пятое поколение», «Бюро 1440» и др.) – сегодня они представляют собой самую понятную и надежную космическую бизнес-модель. В частности, востребованы системы ДЗЗ, которые занимаются мониторингом поверхности планеты для различных задач.
Целый сегмент стартапов занят разработкой систем, отвечающих за вывод этих спутников на целевую орбиту («Аэроспэйс кэпитал», «Космолаб», «Орбитальные системы»), другой – разработкой двигателей (Avant Space, «Д-Старт»), третий – композитных материалов для космоса («Инжинити», «Итекма»).
Ведутся разработки российских частных носителей, ими занимаются как минимум SR Space и корпорация «Т1». В 2010-х большую надежду подавал S7 Space, который даже приобрел плавучий космодром «Морской старт», но планы так и остались планами. В середине 2022 года в компании произошли сокращения из-за отсутствия финансирования. И хотя говорилось о том, что она продолжит работу по нескольким нишевым космическим направлениям, значимых новостей о ней с тех пор не было.
Наконец, множество компаний занимается различным софтом для обслуживания космической инфраструктуры и ее функционального использования. Это сегменты обработки данных ДЗЗ, геоинформационные и навигационные сервисы, ПО для проектирования и т. д.
Как видим, российский рынок частной космонавтики очень фрагментирован – намного сильнее, чем за рубежом. Во многом это связано с проблемами, о которых говорилось выше: крайне сложно системно инвестировать в крупные космические проекты, если неизвестна перспектива. А подводных камней на пути столько, что «российский Илон Маск» до своих целей попросту не дойдет.
От спутников до колоний
Ближайшее и отдаленное будущее частной космонавтики прослеживается в проектах различных компаний. Прежде всего, конечно, будут развиваться спутниковые системы. «Группировки превратятся в сеть, построенную на линиях межспутниковой связи, это уже просматривается в горизонте ближайших десяти лет, – прогнозирует Дмитрий Плохов из QSpace. – Кажется, что одними из первых получат распространение космические станции. Они могут стать основой для туризма, исследований, космического производства, они же нужны для полетов к Луне».
Быстрее, выше, дальше: три направления конкуренции между космическими державами
Тут уместно упомянуть разрабатываемые сегодня проекты орбитальных космических станций, которые призваны «прийти на смену МКС», хотя по сути являются новыми проектами с совершенно разными целями и интересантами.
Vast Space, к примеру, объявила о завершении сборки станции Haven-1. В некотором смысле ее можно назвать пробной: она состоит из одного модуля и предназначена прежде всего для туристических посещений. Будущая Haven-2 станет сложнее как по структуре, так и функционально. Собственную станцию разрабатывает также Axiom Space. Компания делает ее под новую бизнес-задачу – космическое производство материалов для чипов (эксперты предполагают, что это будет экономически неэффективно).
Отдельного упоминания заслуживает спутник Земли, куда в последние годы зачастили не только государственные, прежде всего китайские, но и частные аппараты (помимо уже упомянутых, например, американская Intuitive Machines, также запущенная SpaceX). «Действительно, в ближайшие десять лет человек вернется на Луну, и там, скорее всего, появится обитаемая база, даже не одна. Однако это не будет массовой историей, мы не увидим кластеры баз или города на Луне», – уверен Дмитрий Плохов.
Олег Мансуров из SR Space, говоря о перспективах частной космонавтики, четко расставляет приоритеты. Первый – закрытие потребностей на Земле, в частности по связи, навигации и космическому мониторингу. Затем – создание дешевых логистических коридоров с большой пропускной способностью между Землей, ее орбитой и далее к Луне и Марсу, для которых потребуются сверхтяжелые ракеты (такие как SpaceX Starship).
«Следующий приоритет – решение вопросов, связанных с энергетикой в космосе. Тут мы без атомной энергии не обойдемся. После этого уже можно будет говорить о промышленных масштабах по добыче ресурсов в космосе и создании там больших производств. А процесс заселения и колонизации будет сопутствовать всем этим изменениям», – подводит итог эксперт.