Экосистема или суперприложение?
Термин «экосистема» является одним из основных понятий экологии. В природе он означает комплекс из множества живых организмов окружающей среды, которые взаимодействуют как одно целое. С развитием технологий экосистемы стали появляться и в цифровом бизнес-мире, объединяя вокруг одной компании ее собственные и партнерские сервисы, производителей товаров и услуг.
Экосистемы зачастую нацелены на то, чтобы охватить как можно больше повседневных потребностей клиента – от общения, покупки продуктов, заказа такси до инвестиций. Хотя они вполне могут быть и нишевыми, объединяя, например, финансовые сервисы – страхование, банк, инвестиции и т. д. Тем не менее какого-то четкого, единого понятия экосистемы до сих пор нет.
Для граждан приобретение услуг через экосистемы зачастую выгодно и удобно, поскольку в рамках нее сервисы могут иметь единую бонусную программу и быть доступны в рамках одного мобильного приложения в телефоне. Такая упаковка множества сервисов в одном многофункциональном приложении получила название «суперапп».
По данным компании McKinsey, к 2025 году на цифровые экосистемы будет приходиться выручка более 60 трлн долларов, или более 30% глобального корпоративного дохода.
Уже сейчас на слуху у обычного пользователя смартфона экосистемы Apple и Google, Facebook и Microsoft, а также Alibaba, Amazon и Tencent. Известным примером иностранного супераппа можно назвать китайский мессенджер WeСhat, объединяющий в одном приложении собственные и сторонние сервисы.
На передовой
В России в последние годы активно развивается несколько экосистем. Из самых известных игроков на этом рынке – «Яндекс», Mail.ru Group, «Тинькофф» и «Сбер». Последний осенью 2020 года заявил о своем новом статусе, в котором он теперь не просто банк. У «Сбера» уже около 30 компаний и сервисов по разным направлениям – от доставки готовой еды и развлечений до здравоохранения и сделок с недвижимостью.
В «Тинькофф» клиент может не только пользоваться услугами банка и виртуального мобильного оператора, но и покупать страховые услуги, билеты в кино, на самолет и поезд, бронировать отели. Идею супераппа в своей экосистеме реализует «Яндекс» – в одном приложении «Яндекс.Go» соседствуют заказ продуктов, еды из кафе и ресторанов, такси и каршеринг.
Организовать поддержку бизнеса по принципу доставки еды предложили в Минэкономразвития
Удобство такого подхода признавала ранее и глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. По ее словам, экосистемы, безусловно, очень удобны для людей. «Быстро, дешево, все услуги в одной системе», – говорила она в мае, выступая на президиуме фракции «Единая Россия» в Госдуме.
Для бизнеса в экосистемах тоже есть преимущества, считают в Минэкономразвития. В частности, поставщики товаров и услуг через такие структуры получают доступ к новой клиентской базе, удобные бизнес-сервисы: логистику, маркетинг и т. д. Малый и средний бизнес получает шанс на повышение прибыльности за счет расширения спроса и снижения издержек на фоне оптимизации бизнес-процессов.
Новые риски: киберпреступность и лень
Тесная взаимосвязь сервисов внутри подобных структур дает множество возможностей для развития, но одновременно несет и новые колоссальные риски, признают сами участники рынка и сторонние эксперты. Всего один уязвимый элемент может поставить под угрозу безопасность всей системы.
Одна из пяти компаний фактически не способна вести свой бизнес при любом сбое в ИТ-инфраструктуре. Приблизительно 80% кибератак за последний год, по мнению экспертов, осуществлялись на один из элементов экосистемы компании, рассказал на состоявшемся в начале июня Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. «И любая уязвимость в этой цепочке поставок может разрушить фактически весь бизнес или парализовать работу крупнейшей корпорации либо этой системы», – отметил он.
По словам эксперта, к 2025 году киберпреступления могут стоить всему миру уже более 10 трлн долларов. Анализ показывает, что около 80% компаний допускают, что их могут взломать, и не уверены в существующей киберзащите, сообщил Станислав Кузнецов. Ранее такие данные озвучивала американская компания по киберзащите Cybersecurity Ventures.
Опасность кроется в утечках персональных данных клиентов и неправомерном их использовании, считают в Центробанке. «Это риски утечек информации, неправомерного использования персональной информации», – заявляла Эльвира Набиуллина в мае в Госдуме. Кроме того, в Центробанке РФ опасаются, что развитие экосистем и ограничение для других участников рынка доступа к ним будет мешать конкуренции. «Когда нет конкуренции, в конечном счете, даже если все начинается с дешевых услуг, это приведет к росту цен на услуги, когда конкурентов рядом не будет», – говорила Эльвира Набиуллина.
Есть минусы и для потребителей, которые будут лениться «переключаться» и искать необходимые и, возможно, лучшие по качеству товары и услуги вне привычной им экосистемы. Поскольку ее владельцу важна широта предлагаемого спектра товаров и услуг, но не лидерство в каждом отдельном сегменте, то, как следствие, пользователь будет получать товары и услуги удовлетворительного, но не лучшего качества. Такие опасения Центробанк озвучил в докладе «Экосистемы: подход к регулированию», который опубликовал в апреле 2021 года для общественных консультаций.
Участники рынка тоже видят риски в новом тренде и обсуждали их на специализированной сессии в рамках ПМЭФ. В глобальных структурах, то есть в одной точке, накапливается большой объем данных о клиентах, признают эксперты. Возможность неправомерного использования возрастает, когда доступ к этим сведениям получает внешний сервис-партнер. «И это очень часто усугубляется всевозможными партнерскими программами экосистем, когда для развития бизнеса, развития партнерского бизнеса, расширения экосистем привлекаются партнеры. И партнерам экосистемы часто недостаточно контролируемо эти данные предоставляются», – говорил на сессии ПМЭФ вице-президент по информационной безопасности «Ростелеком» Игорь Ляпунов.
С другой стороны, ряд экспертов считает, что развитие новых структур помогает в целом повышать общий уровень кибербезопасности в стране. Ими занимаются лидеры рынка, у которых достаточно высокий уровень безопасности, за ними потянутся и игроки поменьше.
Директор бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса» Андрей Стыскин считает «критически важным» развитие большого числа экосистем для наличия конкуренции и, как следствие, быстрого развития игроков на рынке.
Новые правила
В скором времени развивающие собственные экосистемы банки и ИТ-компании могут получить новые правила игры. Банк России в апреле представил доклад о подходах к их регулированию, сейчас готовит еще один – он будет посвящен непосредственно банкам, развивающим это непрофильное направление бизнеса. Минэкономразвития представило концепцию государственного регулирования этой сферы. Не исключено, что к 2022 году правительство предложит и законодательные варианты регулирования деятельности новых структур.
Оба документа во многом перекликаются: в них говорится о необходимости поддержания конкуренции на рынке, контроля со стороны антимонопольных органов за недобросовестным поведением экосистем, их поглощением друг друга. Центробанк считает оптимальным наличие в стране нескольких крупных национальных игроков, которые будут конкурировать между собой и с иностранцами. Минэкономразвития полагает, что новые правила для российских компаний не должны создавать преимуществ для их иностранных конкурентов, наоборот, национальные игроки должны получить некие преференции.
Авторы документов исходят из того, что переход граждан между экосистемами, платформами должен быть свободным, следует из обоих документов. Клиенты должны иметь возможность перенести свои данные из одной системы в другую, попросить удалить всю информацию о себе. Сами же крупные структуры должны обеспечивать не только информационную безопасность и противодействие мошенничеству, но и непрерывность своей деятельности.
В списке озвученных требований к участникам только формирующегося рынка – запрет на какие-либо дискриминационные условия, к примеру, понижение в поисковой выдаче товаров и услуг. «Предложения различных производителей, если они представлены на платформе, должны быть заметны на ней и иметь равные возможности борьбы за внимание клиента с иными участниками платформы», – говорится в документе. По мнению Банка России, в условиях, когда платформа выступает для большого количества поставщиков основным, а возможно, и единственным каналом продаж, важно, чтобы работа этого канала строилась по принципам нейтральности.
Но открытым остается вопрос не только доступа представителей бизнеса на платформу экосистемы, но и то, какие правила работы она им будет диктовать. «Мы знаем, что товарные агрегаторы зачастую даже скидки диктуют, какие должны применять МСБ (малый и средний бизнес. – «Профиль»). То есть ценовое решение идет от экосистемы, а не от бизнеса», – заявила советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская в ходе дискуссии на площадке Ассоциации российских банков (АРБ) в начале июня.
Есть еще одна острая проблема, которую предстоит решить в будущем, –последствия ухода экосистем с рынка. Для жителей городов это не будет проблемой – они перейдут к конкурентам, а для жителей отдаленных территорий все может оказаться сложнее. Не исключено, что там будет действовать какая-то одна структура, представляющая массу услуг – от финансовых до транспортных. Схлопывание такой компании может стать социальной проблемой, считает исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст.
В ожидании регулировщика
Спецрегулирования деятельности со стороны государства новой сфере не миновать – чиновники уже приступили к работе, вопрос только в том, каким оно окажется.
Какие технологические тренды станут ориентиром для бизнеса в 2021 году
Проект регулирования экосистем от Центробанка РФ в большей части говорит о защите конкуренции и прав потребителей, нежели о регулировании рисков в области безопасности, обращал внимание на одной из сессий ПМЭФ Вячеслав Цыганов. «Хочется отметить, что там должны быть принципы равноправного регулирования разных игроков с разными стартовыми возможностями», – отмечал эксперт.
Про регулирование говорить пока еще рано, считает Андрей Стыскин. По его мнению, важно в диалоге с отраслью выработать принципы, по которым должны развиваться стабильные и устойчивые структуры. «И именно это будет залогом, по сути, и безопасности, и стабильного развития», – полагает он. По его словам, лучшим регулятором является доверие пользователей. «Если пользователи понимают, что о них не заботятся, что они не в безопасности, что качество услуг страдает, они проголосуют ногами, потому что переход из одной экосистемы в другую достаточно простой у нас в стране. И это очень здорово», – сказал Андрей Стыскин.
Однако ему возразил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов, считающий, что в определенных отраслях для экосистем все же нужен минимальный набор одинаковых требований, поскольку участники рынка отвечают в том числе за средства клиентов.
В Минэкономразвития считают, что в этом вопросе нельзя ни медлить, ни спешить. «Можно сейчас отстраниться и посмотреть, как будет развиваться бизнес и цифровые экосистемы. Но в какой-то момент это приведет к появлению рисков, и тогда они сработают в полном объеме», – заявил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Василий Пушкин в ходе дискуссии на площадке АРБ. По его словам, и в США, и в Китае деятельность по регулированию экосистем активно ведется. Но пока ни в одной стране полное регулирование еще не построено, и Россия идет синхронно в этом направлении с другими странами.