– Какие возможности открывает для бизнеса использование ИИ?
– ИИ меняет правила игры во многих отраслях экономики. Перемены выражаются прежде всего в оптимизации процессов. В 2025 году, согласно мировым прогнозам, большинство «белых воротничков» в развитых странах начнет сопровождать «ИИ со-пилот». Это система, берущая на себя рутинные или повторяющиеся задачи.
По данным совместного исследования OpenAI и Университета Пенсильвании, до 15% задач в США уже сейчас можно выполнять быстрее с помощью больших языковых моделей (LLM). Использование вертикально-ориентированных решений позволяет увеличить показатель до 47–56%.
Еще одно преимущество – персонализированный маркетинг. К 2027–2028 годам ожидается новый виток гиперперсонализации рекламы на ключевых зарубежных рекламных платформах (Google, TikTok и других). Рекламные креативы будут генерироваться «на лету» с учетом индивидуальных характеристик пользователя. Это сулит компаниям более высокую конверсию и точность таргетинга, а также приведет к кардинальным изменениям роли рекламных агентств и очередной смене правил игры для нишевых цифровых медиа.
Появятся новые форматы контента и сервисов. Уже сейчас ИИ дает возможность генерировать видео из текстовых промтов, что может перевернуть представления об индустрии развлечений. Мы ожидаем появление анимационных студий нового поколения, делающих ставку на интерактивное видео. И пользователи/зрители смогут влиять на сюжет фильмов, сериалов и видеоигр в реальном времени, сцены будут создавать нейросети.
Если более широко посмотреть на основные векторы в бизнесе, то выгоды применения ИИ очевидны. Он поможет сократить затраты на рабочую силу в повторяющихся задачах; ускорить разработку новых продуктов (за счет прототипирования на базе ИИ); повысить качество клиентского сервиса (виртуальные консультанты и чат-боты); расширить творческие возможности (создание уникального контента, рекламы, дизайна).
Вице-президент по коммерции группы компаний Realweb Эмин Алиев
Из личного архива Эмина Алиева– Насколько широко российские компании применяют ИИ? Для решения каких задач сегодня он наиболее эффективен?
– В России ИИ активно набирает обороты. По разным оценкам, уже сегодня порядка 30–40% крупных отечественных компаний тестируют или внедряют проекты на базе искусственного интеллекта. Широкое распространение получили чат-боты и голосовые помощники. Многие банки, телеком- и e-commerce-компании используют их для первичного общения с клиентами, разгружая кол-центры.
ИИ-решения берут на себя предиктивную аналитику – прогнозирование спроса, оптимизацию цепочек поставок, выявление мошеннических операций (особенно в финансовом секторе). Автоматизация документооборота, распознавание и обработка документов, перевод рукописного текста в цифровой формат – тоже «функционал» ИИ.
То же самое можно сказать о компьютерном зрении – контроле качества на производстве, анализе видеопотоков в сфере безопасности, распознавании лиц и объектов. Гипертаргетирование и персонализация в ретейле и в маркетинге – еще одно направление применения ИИ. Сегодня крупные и средние ретейлеры, маркетплейсы уверенно движутся в сторону персонализации как рекламы, так и товарного предложения.
– Какова цена «входного билета»? Средний бюджет проектов по внедрению ИИ для крупного и среднего бизнеса?
– Стоимость ИИ-проектов зависит от масштаба и сложности задач, объема и структуры используемых данных, необходимости найма/обучения специалистов или привлечения внешней команды. Есть оценки консалтинговых агентств и практикующих интеграторов, согласно которым средний бизнес может запустить пилотный проект ИИ (например, чат-бот или предиктивную модель), инвестировав 5–15 млн руб.
Крупные компании нередко закладывают в бюджет проекты от 50 млн руб. и выше, учитывая, что им требуется большая инфраструктура и масштабируемость. Стоит также учитывать затраты на сопровождение и обновление моделей, на инфраструктуру (серверы, облачные сервисы, специализированное «железо»).
– На рынке труда дефицит кадров. Способен ли ИИ стать полноценной заменой специалистов на определенных участках?
– В условиях кадрового голода вопросы замены человека ИИ приобретает особую остроту и является предметом спекуляций. Полная замена не всегда рациональна. ИИ-боты, роботы и алгоритмы – отличные помощники в рутинных, повторяющихся, анализируемых по шаблонам задачах. Но в сложных ситуациях, требующих креатива, эмпатии, нестандартного мышления, человек по-прежнему незаменим.
В то же время сегодня «виртуальные продавцы» готовы общаться с потенциальными клиентами, собирать данные и даже принимать небольшие решения по сделкам. В промышленности роботы дополняют и заменяют рабочих. Но внедрение ИИ формирует спрос на рынке труда на представителей новых профессий: продуктологов, аналитиков данных, тренеров моделей, инженеров по робототехнике, продавцов ИИ-решений.
– Каким вы видите будущее экономики, основанной на ИИ?
– Как представляется, в течение ближайших пяти лет появятся разнообразные поисковые и информационные сервисы. Монополия Google в этой сфере значительно ослабнет, так как все больше пользователей начнет переходить в чат-боты (ChatGPT, Perplexity, Claude и другие).
Антимонопольное давление на IT-гигантов и внедрение новых AI-поисковых решений на смартфонах и в браузерах могут привести к пересмотру устоявшейся модели поиска. В результате рынок станет более конкурентным, что позволит новым компаниям занять свою нишу.
В 2027–2028 годах как в мире, так и в России (с задержкой на год-два), гиперперсонализированная реклама станет одним из приоритетов развития торговли. Параллельно возрастет спрос на вычислительные мощности, позволяющие генерировать контент и таргетированные предложения в реальном времени.
ИИ позволяет генерировать короткие ролики и анимации. В будущем появятся специализированные модели для каждого конкретного случая: от маркетинга до полнометражного кино. Более того, как я уже сказал выше, нас ожидает появление интерактивного видео, которое объединит в себе кинематографический сюжет и свободу действий, свойственную видеоиграм.
Большие перемены, уверен, в скором времени ждут медицину. Использование ИИ при анализе крови, данных с носимых устройств дают возможности для раннего предупреждения болезней. То есть ИИ позволит выявлять проблемы еще до появления первых симптомов и помогать врачам принимать превентивные меры.
По мере снижения задержек (латентности) и развития вычислительных мощностей появится условный ИИ-барабанщик, который сможет «играть» в связке с человеком, меняя ритм и поведение в ответ на его импровизации. В образовании и бизнесе это обеспечит мгновенную обратную связь, когда система в реальном времени будет адаптироваться к состоянию пользователя.
Большие языковые модели могут стать «цифровым мозгом», анализирующим колоссальные массивы данных (сообщения, письма, историю запросов в Сети) и дающим персонализированные советы. Это позволит человеку или компании радикально увеличить свою эффективность и лучше понимать себя и окружающих.
В перспективе ИИ может выйти за рамки «бота» и стать полноправным платежеспособным участником бизнеса. ИИ-агентам доверят заключать смарт-контракты, принимать и получать деньги. Так что наше цифровое будущее выглядит многообещающим. И экономики, которые преуспеют в развитии ИИ, безусловно, получат значительное конкурентное преимущество.