Профиль

Фокус на софт: российские ИТ-продукты показали высокий экспортный потенциал

Государство намерено активнее содействовать экспортерам отечественных ИТ-продуктов. Задача будет решаться в 2025 году в рамках программы «Сделано в России». На какие рынки готовы осуществлять экспансию российские компании, и какие разработки представляют особый интерес для заказчиков?

©Сергей Савостьянов/ТАСС
Содержание:

ПО – услуга или товар

Российский экспортный центр (РЭЦ) хочет расширить помощь отечественным ИТ-компаниям в выходе на зарубежные рынки. Сейчас программное обеспечение (ПО) по документам проходит как услуга, поэтому разработчики не могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства в продвижении своих продуктов в других странах.

По словам президента ассоциации разработчиков программного обеспечения «Руссофт» Валентина Макарова, господдержку в свое время решили распространить исключительно на товары – нефть, машины и оборудование, продукцию агропрома и т. д. Поэтому ИТ-компаниям, выходящим на внешний рынок, оказалось недоступно кредитование покупателей, страхование экспортных контрактов, получение гарантий по участию в тендерах. В какой-то степени это повлияло на падение ключевых показателей отрасли. Объемы продаж за рубеж российского ПО в 2022 году снизились, по оценке независимых экспертов, на 19,3%, до $5,8 млрд, в 2023-м – на 44–47%, до $3,1–3,3 млрд.

Программное решение: как российская экономика переходит на отечественные ИТ-продукты

Ситуацию обсуждали участники ежегодной ИТ-конференции IVA DAY 2024, состоявшейся 6 ноября. Выступая на сессии «Из России с любовью: как отечественные разработки завоевывают мир», директор по клиентской работе Российского экспортного центра Алексей Мудраков напомнил, что РЭЦ располагает 16 зарубежными представительствами. География присутствия постоянно расширяется. Так, с начала 2024 года новые представительства были открыты в Саудовской Аравии, Египте и Таиланде.

«Представительства, как и другие инструменты продвижения РЭЦ, помогают снизить временные и денежные затраты компаний при выходе на новые рынки. Для компаний – разработчиков тиражируемого ПО предлагаем использовать электронную коммерцию как инструмент продвижения и масштабирования деятельности на международных рынках», – подчеркнул Мудраков.

Однако ИТ-экспортерам таких мер кажется недостаточно. Гендиректор IVA Technologies Станислав Иодковский, хотя и воздал должное деятельности РЭЦ, приветствовав появление в ряде стран так называемых цифровых атташе, напомнил, что выход даже на рынки дружественных стран для бизнеса дело дорогое. Требуется инвестировать несколько миллионов долларов в год в рекламу и продвижение ИТ-решений.

Планы РЭЦ оказывать финансовую поддержку экспортерам программного обеспечения в интересах подавляющего большинства разработчиков. Как показало проведенное осенью прошлого года исследование объединения «Руссофт» и ассоциации «Отечественный софт», 94,2% российских ИТ-компаний уже вышли либо планируют выйти на рынки стран Азии, Африки, Персидского залива.

Когда западные вендоры начали сбегать из России, многие дружественные страны озаботились разработкой собственных ИБ- и ИТ-решений

Антон Новодережкин/ТАСС

Как заработать на киберугрозах

Российские разработчики – одни из мировых лидеров в сфере информационной безопасности (ИБ). Они могут предложить заказчикам высококачественные и удобные решения для защиты цифровой инфраструктуры. Например, кибериммунные, т. е. конструктивно безопасные, не требующие дополнительных средств защиты продукты. Это новое слово в защите подключенных к интернету встраиваемых систем, говорит старший менеджер по развитию бизнеса KasperskyOS Антон Селяничев.

«Для того чтобы создать прочную основу для дальнейшего роста и интеграции этих инновационных продуктов, «Лаборатория Касперского» в последние годы активизировала сотрудничество с региональными партнерами в Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке», – рассказал собеседник «Профиля».

Взаимодействие с местными дистрибьюторами позволяет внедрять новинки в качестве компонентов в крупные комплексные решения, которые достаточно просто интегрировать в существующую ИТ-инфраструктуру. Таким образом, иностранные партнеры фактически выполняют функции посредников. Это сотрудничество важно и для реализации маркетинговых инициатив, направленных на повышение узнаваемости бренда, пояснил Селяничев.

В качестве примера эксперт привел опыт продвижения российских ИБ-продуктов в Малайзии, Индонезии, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Проявляют заинтересованность Пакистан и Египет, где стартовали пилотные проекты и испытания. Все это свидетельствует о высоком экспортном потенциале российских кибериммунных продуктов. Они доказали эффективность в обеспечении информационной безопасности организаций финансового сектора, здравоохранения и государственного управления, подчеркнул Антон Селяничев.

В свою очередь, у Станислава Иодковского есть ответ на вопрос, почему во многих странах мира доверяют именно нашим разработкам. В последние годы на ИТ-рынке России произошли уникальные трансформации, говорит он. В результате заявили о себе новые лидеры, отрасль благополучно пережила множество кризисов, нейтрализовала тысячи хакерских атак на критическую информационную инфраструктуру. Благодаря этому отечественный софт стал надежным и безопасным.

«Мы помогли справиться почти всем секторам экономики с технологическими санкциями и теперь готовы к новым вызовам, которые могут возникнуть в течение ближайших пяти лет», – отметил Иодковский.

По его словам, правомерно говорить не только о прогрессе по многим направлениям импортозамещения. Сегодня в ИТ-отрасли царит гиперконкуренция, однако без помощи государства по-прежнему не обойтись. Профильные министерства и ведомства должны больше внимания уделять регулированию, поддерживать отечественных разработчиков, особенно в сегменте микроэлектроники. Это позволит не только отказаться от импортных плат в современных аппаратных комплексах, но и перегнать по производительности американские профессиональные видеокарты Т4 и Т40, уверен Станислав Иодковский.

Почему мир становится тесен

«В 2024 году российский ИБ-бизнес продолжил динамичное развитие экспортного направления. Пока нельзя сказать, что выручка от зарубежных проектов в общем объеме продаж вендоров занимает существенную долю, в большинстве случаев это несколько десятков процентов, но положительный тренд сохраняется», – заявил «Профилю» коммерческий директор компании «Код безопасности» Федор Дбар.

Отечественные производители средств защиты информации даже начали конкурировать друг с другом на иностранных рынках, утверждает он. Успехи экспансии подтверждает также заметное расширение географии заключаемых контрактов, заинтересованность зарубежных партнеров в российских ИБ-продуктах. В первую очередь заказчиков интересуют решения, в которых российские вендоры традиционно сильны. Это шифрование, защита рабочих станций и серверов, центры мониторинга информационной безопасности (англ. Security Operation Center, SOC), а также межсетевые экраны нового поколения (англ. Next-Generation FireWall, NGFW), пояснил Федор Дбар.

«NGFW особенно интересны, поскольку рассчитаны на защиту крупных распределенных ИТ-инфраструктур, которыми обладают, например, государственные организации и госкорпорации. Именно они сейчас и выступают основными заказчиками российских продуктов в сфере киберзащиты», – уточнил эксперт.

После того как западные вендоры начали в спешном порядке сбегать из России в 2022 году, многие дружественные страны озаботились разработкой собственных ИБ- и ИТ-решений. Однако для полноценного импортозамещения и суверенитета нужны время и немалые инвестиции. Также необходимы система подготовки кадров, выработка требований безопасности и механизмы сертификации решений, напомнил Федор Дбар. Поэтому глобальный рынок кибербезопасности по-прежнему делят между собой три крупных центра разработчиков: западные, китайские и российские. И перспективы у наших вендоров здесь есть, причем весьма солидные, уверен собеседник «Профиля».

Растущий аппетит ИБ- и ИТ-экспортеров идет на пользу делу, поскольку количество пользователей продукта напрямую влияет на его развитие. Если работать на рынок в 140 млн человек, то будет одна скорость модернизации и повышения качества. На рынке с 3–4 млрд человек откроются совершенно другие возможности, полагает Федор Дбар. «Большое количество инсталляций позволяет не только зарабатывать, но и быстрее получать отзывы заказчиков, на основе которых можно добавлять новые функции, улучшать производительность и другие характеристики решений. В противном случае российские вендоры рискуют оказаться в роли вечно догоняющих, не смогут предлагать конкурентные продукты как на мировом, так и внутреннем рынках», – резюмировал эксперт.

Комплексный подход

Сегодня в мире наблюдается повышенный интерес к российским ИТ-продуктам. Это закономерно, считает основатель и генеральный директор компании – разработчика операционной системы Uncom OS Никита Кочерженко, ведь они качественные, зрелые и отвечают всем требованиям информационной безопасности. Продажи идут, в частности, в постсоветские страны, а также в Иран и Монголию. Стабильный спрос и в государствах Латинской Америки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, власти и бизнес которых хотели бы найти альтернативу западным разработкам, чтобы исключить санкционные риски для информационной инфраструктуры.

Многие компании, активно продвигающие на мировых рынках свои решения, давно имеют твердую репутацию. В качестве примера можно привести антивирусные программы такси Gett, инструменты по работе с текстами ABBYY. За рубежом к этим продуктам настолько привыкли, что нередко даже не подозревают об их «русских корнях», говорит эксперт.

В пресс-службе ГК «Цифра» отметили, что ИТ-продукты компании используют более 500 клиентов по всему миру. При этом фокусный рынок сосредоточен в СНГ. Все проекты в ближнем зарубежье реализуются с применением современных технологий, таких как сквозные системы управления предприятием, автономные решения (роботизация) и искусственный интеллект. «В частности, мы работаем с заказчиками из горнодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Недавно в Казахстане перешел в опытную эксплуатацию проект роботизации карьерных грузоперевозок», – пояснил представитель пресс-службы.

Хотя на рынках СНГ сильная конкуренция со стороны западных компаний, у российских экспортеров есть весомые преимущества. Они не ограничиваются стандартными пакетными ИТ-решениями, а готовы адаптировать ПО под работу конкретного предприятия. «Большинство иностранных вендоров сегодня предлагают разработки для отдельных переделов или функций, тогда как наши делают ставку на комплексный подход. Это позволяет удовлетворить широкий круг потребностей предприятия. Кроме того, все российские продукты отвечают стандартам, принятым в странах СНГ. И нет необходимости каждый раз менять управление производством, внедряя новый софт», – подчеркнул представитель «Цифры».

Самое читаемое
Exit mobile version