Профиль

Искусственный интеллект уже способен управлять машиной и следить за ее техническим состоянием

Два десятилетия назад верхом совершенства развития мирового автопрома рядовому водителю казались простейшие датчики износа тормозных колодок. А сегодня искусственный интеллект способен в режиме реального времени контролировать техническое состояние автомобиля, анализировать данные, выявлять проблемы и передавать производителю. Следующий шаг – рекомендация владельцу автомобиля обратиться в сервис для замены изношенных деталей, ремонта механизмов и систем. Это и есть предиктивная диагностика – одно из самых востребованных в настоящее время направлений развития интернета вещей в мире моторов.

©Shutterstock / Fotodom

Машины начали умнеть буквально на глазах после 1996 года, когда в каждой модели на заводах стали устанавливать универсальный OBD2‑разъем. Через него осуществляется подключение к CAN-шине, хранящей всю информацию об автомобиле – от параметров движения до технического состояния. Сначала OBD2‑разъем использовали в мастерских для диагностики и считывания ошибок, а затем и для установки телематических устройств.

Вполне вероятно, что интеллект автомобиля когда-нибудь разовьется настолько, что полностью снимет с человека заботы о техобслуживании и ремонте. Тогда машина будет не только сама ставить себе «диагноз», но и самостоятельно заказывать через онлайн-приложения нужные запчасти и расходные материалы, сравнивать цены продавцов, «договариваться» с техцентрами, записываясь для прохождения ТО на удобное для владельца время и т. д.

Дальше – больше. По аналогии с алкозамками, которые уже скоро станут обязательными в странах Евросоюза, причем с 2024 года – с функцией блокировки, автомобили с подключенной функцией предиктивной диагностики, вероятно, тоже получат полномочия принимать решение о прекращении своей эксплуатации до устранения неисправностей. По логике, для их владельцев технический осмотр станет необязательным.

Предиктивная диагностика важна в первую очередь для обеспечения безопасности эксплуатации автомобиля. Точное следование рекомендациям умного автомобиля практически полностью исключает неожиданные поломки, которые могли бы привести к дорожно-транспортным происшествиям. Собственникам машин она выгодна по экономическим соображениям. Ведь устранять скрытые неисправности можно, что называется, в плановом порядке. Согласно расчетам, применение систем телеметрии сокращает примерно на 20% затраты на техобслуживание и ремонт транспортных средств. Плюс экономия времени – почти на 25% – за счет рационального использования автомастерской и оптимизации логистики запчастей.

В широком применении систем телематики для контроля технического состояния автомобилей объективно заинтересованы и производители. Предиктивная диагностика открывает для них доступ к огромному массиву информации обо всех нюансах эксплуатации автомобилей, где бы они ни находились, на протяжении всего срока службы. Информация от подключенных автомобилей поступает на главный сервер. Систематизация и анализ данных позволяют устанавливать причины неисправностей, выявлять закономерности.

На этой основе можно оперативно вносить изменения, например, в программы сервисного обслуживания либо отзывать модели для устранения выявленных дефектов еще до того, как они проявят себя. В результате автоконцерны повышают надежность и безопасность транспортных средств, продлевают сроки их эксплуатации. В конечном счете все это работает на сохранение лояльности клиентов бренду.

Горизонты развития

Международные компании–разработчики программного обеспечения для блоков управления и диагностики автомобилей активно развивают это направление бизнеса. Региональный директор по продажам автомобильных комплектующих ООО «Роберт Бош» Сергей Цвелодуб подтвердил «Профилю», что оптимизированное техобслуживание с предиктивной диагностикой уменьшает общие затраты на эксплуатацию автомобиля и улучшает его техническое состояние.

«Это выгодное решение для производителей, операторов автопарков и частных пользователей. Водители или диспетчеры будут всегда в курсе текущего и будущего состояния транспортных средств. Система позволяет определить точные сроки устранения неисправностей в ходе планового ТО», – утверждает эксперт. Среди последних разработок в сфере программного обеспечения Сергей Цвелодуб выделил мониторинг, сбор информации, передачу данных на центральный сервер, анализ, оценку и прогноз обслуживания автомобиля.

Интеллект автомобиля способен отстранить человека от управления и снять заботы о техобслуживании

Shutterstock / Fotodom

Со своей стороны, исполнительный директор компании «Лаборатория умного вождения» Михаил Анохин напомнил о прошлогоднем исследовании центра Berg Insight, согласно которому к 2023 году парк автомобилей с функцией предиктивной диагностики составит 248 млн, то есть вырастет в 5 раз по сравнению с 2017 годом. Аналитики Berg Insight отмечают тенденцию последних лет – телематика, которая когда-то была фишкой премиальных брендов, становится обязательной опцией для автомобилей среднего класса. Так, система GM OnStar, созданная 20 лет назад, на сегодняшний день установлена более чем на 14 млн машин. У BMW этот показатель – 8 млн, у группы PSA – почти 3 млн, свыше 2 млн – у Hyundai, Mercedes-Benz, Toyota/Lexus и FCA Group.

Умные автомобили способны без напоминаний проводить оценку технического состояния и формировать отчеты о каждой поездке, говорит Михаил Анохин. «За это отвечают специальные connected car устройства, которые по умолчанию устанавливаются производителем или самостоятельно автовладельцем. При выявлении неисправностей телематическое оборудование всегда предупредит о проблеме», – поясняет собеседник «Профиля».

Таким образом, connected car системы в большей степени готовы взять на себя заботу о соблюдении сроков ремонта и прохождения техобслуживания. В частности, в режиме онлайн они способны сформировать и отмечать в календаре дату прохождения каждого ТО. При этом Михаил Анохин признает, что окончательное решение, ехать в мастерскую или нет, остается на совести водителя. Умный автомобиль только советует, когда желательно пройти сервисное обслуживание, и в зависимости от настроек программного обеспечения может передать информацию ответственному дилеру.

Доверительное управление

Предиктивная диагностика автомобилей – явление неновое. До формирования науки о данных (Data Science) аппарат статистики уже применялся военными для предсказания оставшегося ресурса детали и выявления уязвимых мест в боевых самолетах, утверждает заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков. Примечательно, что первые успешные проекты по диагностике авиационных двигателей в свое время были реализованы в России.

Сегодня все автопроизводители в большей или меньшей степени используют данные телеметрии и диагностики. Оборудование делает весьма точные прогнозы, исключающие вероятность возникновения ошибок из-за «человеческого фактора». Сомнений в полезности предиктивной диагностики нет, убежден эксперт. Другое дело, что даже настоятельные предупреждения умных машин пока носят рекомендательный характер, а потому нет гарантий, что некоторые водители не будут из-за жадности или легкомыслия игнорировать тревожные сигналы.

Автомобиль справедливо называют средством повышенной опасности. Если верить статистике ГИБДД, примерно 4% аварий и катастроф на дороге происходят из-за неисправных транспортных средств. «Система телематики способна в автономном режиме проводить мониторинг, сбор информации, передачу данных на центральный сервер, анализ, оценку и прогноз обслуживания, что делает подготовку авто к техобслуживанию максимально удобной и простой как для клиентов, так и для сервисных центров», – говорит заместитель директора департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Каминский.

А вот однозначного ответа на вопрос, необходима ли умному автомобилю функция остановки своей эксплуатации, у эксперта нет. По его словам, бывает, что обстоятельства заставляют садиться за руль заведомо неисправной машины. Например, когда после ДТП необходимо срочно доставить пострадавшего в ближайшую больницу и нет другого транспортного средства, кроме поврежденного. Впрочем, такая ситуация – форс-мажор. В большинстве же случаев отказ неисправного автомобиля заводиться, конечно, будет оправдан. Это поможет избежать поломки во время движения, кому-то сохранит деньги, а кому-то спасет жизнь, резюмировал Дмитрий Каминский.

Самое читаемое
Exit mobile version