Профиль

Как российские вендоры продвигают свои ИТ-продукты за рубежом

Государство готово обеспечить дополнительную поддержку отрасли информационных технологий. Стоит задача ускорить перевод ключевых отраслей экономики с иностранных цифровых решений на отечественные. Однако разработки российских компаний востребованы во многих странах мира, следовательно, речь идет в том числе о подготовке ресурсной базы для дальнейшего увеличения экспорта ИТ-продуктов.

IT-разработчики в офисе

©Shutterstock/FOTODOM
Содержание:

Господдержка для экспортеров

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил профильным министерствам и ведомствам совместно с Банком России подготовить план мероприятий по развитию венчурного финансирования ИТ-компаний и созданию частных отраслевых венчурных фондов. Соответствующие предложения должны быть подготовлены до конца сентября текущего года.

Перечень поручений утвержден главой кабмина по итогам VIII конференции «Цифровая индустрия промышленной России», состоявшейся в конце мая – начале июня в Нижнем Новгороде. В нем, в частности, предусмотрено выделение в текущем году дополнительно свыше 11 млрд руб. из резервного фонда. Средства направят на реализацию мероприятий «дорожных карт» развития высокотехнологичных направлений «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение».

Война в киберпространстве: как Россия защищает свой цифровой суверенитет

Цифровой суверенитет предполагает в первую очередь наличие конкурентоспособных ИТ-продуктов и разработок в сфере информационной безопасности (ИБ). И то, и другое не только имеет принципиальное значение для обеспечения надежной работы отраслей экономики РФ, но и усиливает присутствие российских компаний на мировом рынке.

В апреле состоялся форум GoGlobal 2023, посвященный проблемам экспорта в дружественные страны. Представители бизнеса, экспертного сообщества резюмировали, что сегодня за рубежом востребованы многие российские ИТ-продукты – прикладное программное обеспечение (ПО), услуги по поддержанию информационной инфраструктуры, решения в сфере кибербезопасности.

Компании, которые предлагают свои программные продукты иностранным заказчикам, могут рассчитывать на помощь Российского экспортного центра (РЭЦ). В 2023 году на финансирование программы «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» по статье «Продвижение высокотехнологичной, инновационной и иной продукции» предусмотрено 2,5 млрд руб., в 2024-м – 2,6 млрд руб.

Помимо этого, Минцифры некоторое время назад инициировало создание службы так называемых цифровых атташе при торговых представительствах РФ. Позже эту службу передали Минпромторгу, поручив курировать продвижение ИТ-экспорта. В настоящий момент цифровые атташе есть в Аргентине, Армении, Вьетнаме, Египте, Индии, Иране, Казахстане, Китае, Кубе, Малайзии, Марокко, ОАЭ, Пакистане, Таиланде, Турции, Узбекистане и ЮАР.

Затраты бюджета с лихвой окупаются. По оценкам аналитиков ассоциации «Руссофт», объемы экспорта ИТ-продукции из России до 2022 года составляли в среднем от $7 млрд до $10 млрд. В списке импортеров – страны ЕАЭС, Латинской Америки, Азии и Африки. Эксперты отмечают, что в свете последних событий многие партнеры из дружественных стран рассматривают российское ПО и ИБ-продукты в качестве альтернативы западным аналогам.

География экспорта

Продвижение российских программных решений в других странах имеет свою специфику. По словам коммерческого директора компании «Код безопасности» Федора Дбара, экспорт ИТ- и ИБ-продуктов носит сегментированный характер. По некоторым направлениям он развит хорошо, по другим значимых результатов на первый взгляд нет, но эта картина обманчива.

«Некоторые отрасли – например, атомная, военная, частично телеком – развиваются самостоятельно, то есть разрабатывают собственные отраслевые ИТ-решения и затем самостоятельно продвигают их на зарубежных рынках», – объясняет собеседник «Профиля». Кроме того, часть российских компаний имеет дочерние предприятия за рубежом. Они де-юре выступают резидентами иностранных государств и адаптируют свои ИТ-продукты под локальные требования. Это тоже можно отнести к экспорту, считает Федор Дбар.

Российские ИБ-решения востребованы на мировом рынке. Их импортируют либо дружественные страны, либо государства, которые можно отнести к нейтрально-дружественным. География широкая –Африка, СНГ, Ближний Восток, Латинская Америка, Азия. В качестве примера эксперт привел работу своей компании, которая продвигает экспорт ИБ-продуктов в 32 странах.

Российские решения в сфере кибербезопасности успешно конкурируют на рынке с западными. Пользуются спросом аппаратные комплексы и ПО. Заказчиками выступают организации госсектора и компании с госучастием, силовые ведомства, финансовые институты, перечисляет Федор Дбар. Несмотря на снижение объемов экспорта в прошлом году (например, продажи за рубеж ПО упали на 10–15%), по итогам 2023-го ожидается рост в 1,5–2 раза, прогнозирует эксперт. Это произойдет при условии переориентации на рынки развивающихся стран. «После ухода западных ИБ-вендоров из России и отключения различных сервисов во многих странах пришли к пониманию, что с ними могут поступить аналогичным образом», – отмечает Федор Дбар.

Конкурентные преимущества

В основе успеха российских экспортеров ИТ-решений – наличие конкурентоспособных продуктов, а также «уверенность клиентов и отраслевых аналитиков в стратегии и визионерстве разработчиков», убежден директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского» Андрей Ефремов.

Сети под напряжением: как российские разработчики решают задачи информационной безопасности

Глобальный рынок информационной безопасности очень большой, и оценка его объема может сильно отличаться в зависимости от сегментов, говорит эксперт. Так, объем B2B-сегмента в прошлом году составил почти $100 млрд. Потребительский сегмент (B2C) значительно меньше, но и он тоже многомиллиардный.

Международное развитие, качественный рост региональных продаж –приоритеты для экспортеров. Хотя геополитика и ограничивает возможности на рынках недружественных стран, но и там, как показывает опыт «Лаборатории Касперского», готовы приобретать российские ИБ-продукты.

Ну а положительная динамика продаж на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в ряде азиатских стран – неоспоримый факт. Для наращивания экспорта в данном случае требуются расширение регионального присутствия, инвестиции в обучение местных команд, развитие маркетинга и продаж, считает Ефремов.

Эксперт обращает внимание, что заказчиков в сегменте B2B интересуют качество ИБ-решений, полнота портфеля, максимальное соответствие разработок местным условиям. Что касается потребительских продуктов, то импортерам важны современные технологии, надежность, пользовательский опыт и комплексный подход к защите.

«Стратегия в корпоративном сегменте сегодня основывается на платформенном экосистемном подходе, предоставлении полного спектра ИБ-решений как для малого бизнеса, так и для корпораций. Это подразумевает сетевую безопасность и защиту конечных точек для всех операционных систем (ОС) – Windows, *nix, macOS, iOS, Android», – подчеркнул Андрей Ефремов.

К конкурентным преимуществам российских экспортеров он относит готовность максимально учитывать потребности заказчиков. Например, западные вендоры продвигают фактически безальтернативное использование публичных облачных сервисов, что не устраивает многих клиентов, особенно на Ближнем Востоке. Решить проблему, уверен Ефремов, можно путем строительства платформы для любой среды, способной работать в публичном, гибридном облаке или в собственном ЦОДе.

Кроме того, компании из РФ готовы создавать региональные центры кибербезопасности (так называемые SOC), чтобы данные не покидали границы государства в соответствии с требованием местного законодательства. И это также способствует увеличению объемов и расширению географии экспорта российских ИТ- и ИБ-продуктов, убежден собеседник «Профиля».

Самое читаемое
Exit mobile version