Супермаркет на дому
С июня 2019-го «Яндекс» тестирует сервис «Лавка» – доставку продуктов по заказу онлайн. В отличие от большинства похожих сервисов, он обещает привезти заказ всего за 15 минут (сказывается логистический опыт и инфраструктура «Яндекса»), к тому же бесплатно. Пока что сервис доступен для жителей ряда районов Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга в приложениях «Еда» и «Такси». Категории продуктов, которые можно заказать на дом, соответствуют сформировавшейся практике супермаркетов: каталог разбит по разделам, есть акции, готовые продукты и даже раздел импульсивных покупок «На кассе».
Если «Яндекс» пока новичок на этом рынке, то его ближайший конкурент Instamart был запущен в 2013 году. Благодаря инвестициям Mail.Ru Group и «Сбербанка» в 2019 году он сумел охватить все российские города-миллионники. К концу года он прошел ребрендинг и стал «СберМаркетом» – именно под таким названием сейчас можно найти соответствующий сервис в интернете. В нем выбор продуктов и магазинов больше, чем у «Яндекса» (их возят из «Ашана», «Метро», «Ленты», «ВкусВилла» и «Азбуки Вкуса»), однако курьеры работают не столь стремительно. Правда, Mail.Ru принадлежит сервис доставки еды из кафе Delivery Club: то есть, опыт в этой сфере имеется, и, возможно, в будущем «СберМаркет» сможет конкурировать с «Лавкой» и по скорости.
Нельзя забывать и о классических онлайн-доставках вроде ветерана рынка «Утконоса», «Достависты» (которая возит продукты, например, из «Пятерочки») или собственных курьерских служб розничных сетей (например, «Перекрестка»). Но в этих случаях сроки и стоимость доставки, вероятнее всего, будут менее привлекательными, чем у молодых конкурентов из IT-среды. К последним, кстати, скоро присоединится мобильный маркетплейс Joom. 18 марта стало известно, что он в экспериментальном режиме совместно с iGooods запускает сервис Joom Fresh – доставку готовых продуктов.
Вместо беготни по аптекам
Одновременно с опустошением супермаркетов стал сокращаться ассортимент аптек – особенно в части антисептиков и противопростудных средств. Самое время обратиться к онлайн-возможностям, где к тому же назревают позитивные перемены.
Как мировая экономика готовится к серьезным потерям из-за коронавируса
Оформить заказ лекарств онлайн позволяют «Все аптеки» или «Ютека», которые сотрудничают с рядом сетевых аптек в разных городах России. На сайте «Всех аптек», например, перечислено десять сетей, куда по предварительному заказу привезут необходимые медикаменты. Получить их можно только в самих аптеках, оплатить – там же.
Конечно, доставка товара на дом была бы куда удобнее, особенно в условиях карантина. В эти дни Госдума прорабатывает законопроект о доставке безрецептурных и даже некоторых рецептурных препаратов на дом. Пока он не принят, но бизнес уже планирует осваивать новую нишу.
Крупнейшими игроками здесь станут все те же Delivery Club и «Яндекс» (уже появилась информация об их возможном участии). Первый, вероятно, будет сотрудничать со «Всеми аптеками». «Яндекс» же, как сообщается, станет работать напрямую с сетями «36,6», «Горздрав», «Невис», «Фармаимпекс», «Эркафарм», а доставляться лекарства будут на базе сервиса «Такси». Схема уже отработана: у «Яндекса» есть услуга «Доставка», при которой водитель перевозит документы или небольшие посылки из одной точки в другую. С тем же успехом это могут быть и лекарства.
19 марта законопроект не прошел третье чтение и вернулся на доработку, поэтому пока остается заказывать лекарства с доставкой в аптеки. Но поскольку названные выше сервисы планируют сотрудничать только с ограниченным числом аптечных сетей, даже после их запуска не утратят актуальность онлайн-справочники. В базе Medlux, например, собран большой каталог аптек Москвы и области с разбивкой по районам. В одноименном приложении можно найти нужные препараты поблизости, избавив себя от необходимости проверять каждую аптеку по отдельности.